История Алтая
Статья охватывает период истории на территории Алтая и сопредельных территориях с момента заселения этих мест человеком в среднем плейстоцене, 100 – 300 тыс. лет назад, до вхождения территории Алтая в состав российской империи в 1756 году. Продолжение истории Алтая в составе Российской империи можно найти в статье Алтайский горный округ.
Доисторический период
Каменный век
Первые поселения человека появились на Алтае уже в эпоху среднего плейстоцена, 100 – 300 тыс. лет назад. На многослойной палеолитической стоянке Усть-Каракол наиболее ранние археологические находки датируются второй половиной среднего плейстоцена (282 – 133 тыс. лет назад). Многослойная стоянка Кара-Бом в верховьях реки Урсул существовала 77 – 33 тыс. лет назад в первую половину верхнего плейстоцена. Каменные орудия усть-каракольской индустрии относятся к верхнему палеолиту (50 – 40 тыс. лет назад). Все эти находки относятся к мустьерской культуре, ассоциируемой с поздними неандертальцами. [1]
Позднепалеолитические слои, отнесенные к переходу от мустьерской культуры к палеолитическим культурам, радиоуглеродными методами датирования отнесены ко времени около 40 – 30 тыс. лет назад. К этому периоду относятся находки из Малояломанской пещеры, которая была обитаема 38,5 тыс. лет назад. К эпохе верхнего палеолита относится стоянка Тыткескень-8 и находки из Усть-Канской пещеры. Находки с так называемой нижнепалеолитической стоянки Улалинка, выдававшиеся Окладниковым и Деревянко за орудия труда, являются продуктами геологический процессов, а не обработанными человеком орудиями. [1] Первыми поселенцами были охотничьи племена с примитивным матриархальным родоплеменным строем. [2]
К эпохе мезолита, среднего каменного века, относятся стоянки Усть-Сема, Усть-Карбан, Усть-Бийке и Тыткескень-3. [1]
В конце плейстоцена – начале голоцена (около 12 тыс. лет назад), с таянием ледника, в Сибири начали складываться современные климатические условия. Климат стал более тёплым и влажным, огромные пространства, которые раньше занимала тундро-степь, покрылись таёжными лесами. Это привело к вымиранию крупных животных, на которых охотились люди: мамонтов и шерстистых носорогов, другие — северные олени — ушли далеко на север. Охота на более мелких и скрытных животных, способствовало развитию более совершенных орудий труда. Развилась техника обработки камня, появились лук и стрелы с каменными наконечниками. Эти процессы ознаменовали начало неолита. [2]
К эпохе неолита, позднего каменного века, относятся стоянки Тыткескень-2, Тыткескень-6, Усть-Куюм и могильник Усть-Иша. Также сюда относятся отдельные находки, известные с многослойных поселений Верхнего Приобья: Боровое-3, Комарово-1 и «Каприно». [1] В них найдены шлифованные каменные топоры, ножи, наконечники стрел и обломки обожжённых глинянных сосудов. Стоянки относятся к 6 – 4 тысячелетиям до нашей эры. В это же время начало возникать скотоводство и земледелие. Люди начали изготавливать деревянную и глиняную посуду, строить землянки. Начали возникать примитивные религиозные верования (анимизм) и искусство. [2]
Бронзовый век
В третьем тысячелетии до нашей эры на Алтае люди нашли выходы на поверхность самородных металлов. Из меди изготавливали иголки, шилья, маленькие ножи, а из серебра и золота — разнообразные украшения. Из-за мягкости доступных самородных металлов металлические изделия не могли полностью вытеснить каменные орудия. [2]
К энеолиту, каменно-бронзовому веку, относятся памятники большемысской культуры. К памятникам этого периода относятся объекты Бертек-56, петроглифы у озера Музды-Булак, на Калгутинском руднике, в долине реки Кара-Чад и Морене-1. Погребения раннего периода палеометалла, относящиеся к афанасьевской культуре, представлены на Укоке могилами с внешними сооружениями в виде вписанных оград Бертек-33 и Межелик-1. Поминально-погребальный комплекс Бертек-56 с круглой в плане оградой с каменным склепом в центре датируется II тысячелетием до нашей эры У двух мужчин из захоронения среднего бронзового века в «Бертеке-56» на плато Укок. [1]
В XVI – XIV веках до нашей эры в Сибирь, вероятно, с территории современного Казахстана переселились новые племена. В жизни людей главными занятиями становятся скотоводство, земледелие и рыболовство, а роль охоты заметно сокращается. Начинается выплавка металлов и их сплавов из руд. Новые бронзовые орудия труда начинают успешно вытеснять каменные. Широко распространилась глиняная полуда, шерстяные ткани и изделия из кожи. [2]
В то время люди стали селиться по берегам рек и озёр. Жили они теперь семьями в больших землянках, разделённых на жилую и хозяйственную части, рядом устраивался загон для домашних животных. Пища стала более разнообразной — молочные продукты, мясо, рыба и изделия из зерна. Стоянки и могильники этого времени были обнаружены в районе Катманово, Камня-на-Оби, Нижней Суетки и Чаузово. [2]
С развитием сельского хозяйства начинает складываться патриархальный строй. Образуются роды из нескольких семей, объединённых родством по мужской линии. У некоторых племён устанавливается два места жительства: зимнее стойбище и летние выпасы. При этом прежде, чем покинуть зимнюю стоянку на лето, обычно производили посев зерновых культур, а после возвращения осень — уборку урожая. Это позволило увеличить поголовье скота. Но растущая потребность в корме для больших стад со временем потребовала переселяться на новое место больше чем два раза в год — так начал формироваться кочевой образ жизни. [2]
Пазырыкская культура

Изображение всадника с пазырыкского войлочного артефакта © commons.wikimedia.org
© commons.wikimedia.orgВ VIII – III веках до нашей эры Алтай населяли пазырыкцы, к которым принадлежит известная «Принцесса Укока», а затем скифы, создатели алтайского звериного стиля. [1] К этому периоду принадлежат и Пазырыкские курганы — захоронения племенных вождей V – III веков до нашей эры. Благодаря большим каменным насыпям и холодному климату внутри курганов сохранялась вечная мерзлота, обеспечившая прекрасную сохранность артефактов. [2]
В пазырыкской культуре существовала религиозная традиция класть в захоронение всё, что могло понадобиться человеку в загробной жизни. Перед захоронением тело умершего бальзамировалось, одевалось в богатые одежды и помещалось в выдолбленный из ствола лиственницы гроб. В свою очередь сам гроб помещали в погребальную камеру — деревянный сруб, построенный в глубокой яме. Рядом располагали убитых коней в парадной сбруе, а также золочёные маски в виде оленьих голов. Затем сруб закрывали настилом из брёвен и засыпали вначале землёй, а потом — крупными камнями, формирующими огромный курган. Одежда, гроб и сбруя коней, которые помещались в захоронение, украшалась аппликациями из золота, серебра и олова. Стены деревянного сруба изнутри обивались войлочными коврами, на которых нередко были цветные изображения. [2]
Вместе с пазырыкской сосуществовала кара-кобинская культура. Они произошли от каракольской культуры, существовавшей на Алтае во втором тысячелетии до нашей эры. На раннескифском этапе (в VIII – VII века до нашей эры) сосуществовали группы населения с разными традициями в погребальном обряде: майэмирская, оставившая погребения в ямах, и куюмская, хоронившая умерших в каменных ящиках. [1]
Домонгольский период
Гунно-сорматский период

Вооружение и снаряжение хуннского всадника найденные на территории Алтая. © А. А. Тишкин и В. В. Горбунов
© А. А. Тишкин и В. В. ГорбуновПервое государство на территории Южной Сибири возникло в IV – III веках до нашей эры. Древнекитайские летописи называли его жителей динлинами (кит. 丁零), а государство — Динлин-го (丁零国). Известно, что динлины обитали на западном берегу Байкала. Около 201 года до нашей эры государство динлингов было разгромлено войсками хунну (или сюнну, кит. 匈奴), древнего кочевого народа, с III до нашей эры по II век нашей эры населявшего степи к северу от Китая. Именно для защиты от набегов хунну была построена Великая Китайская стена. Хунну с временем подчинили себе племена соседних кочевников. Согласно широко распространённому мнению, часть хунну дошла до Европы и, смешавшись с уграми, дала начало новому народу, который в Европе известен под названием гунны. После разгрома динлинов в Хакасско-Минусинскую котловину передвинулось тюркоязычное племя кыргызов. Это время историки называют гунно-сараматским периодом. К этого периода относятся объекты Кальджин-6 и Аккол-1. [1]
Таким образом, алтайские племена с рубежа II и III веков до нашей эры находились в подчинении у хунну (гуннов), образовавших в степях Северной Монголии мощный союз племён. Со II века нашей эры по IV век Алтай был частью земель сяньбийцев (кит. 鮮卑), древнемонгольских кочевников, живших на территории Внутренней Монголии. С конца IV и до середины VI века алтайские племена были подчинены Жужаньскому каганату (кит. 柔然), охватывавшему Восточную Монголию и Западную Маньчжураю, и платили им дань в виде изделий из железа. [3]
Сейчас в Горном Алтае открыто 36 погребальных комплексов хуннуско-сяньбийского времени. Материалы позволяют создать общую схему культурно-хронологического развития региона на протяжении со II века до нашей эры пр V век нашей эры. Сравнительный анализ признаков погребального обряда свидетельствует о существовании одной археологической культуры, наиболее удачное название для которой – «булан-кобинская». В развитии булан-кобинской культуры можно выделить три этапа: Усть-Эдиганский этап (II век до нашей эры – I век нашей эры), Бело-Бомский этап (II – IV века нашей эры) и Верх-Уймонский этап (IV – V века нашей эры). [4]
Тюркский и уйгурский каганаты
С падением в 552 году господства жужаней в Центральной Азии возникает новое военно-административное объединение с центром на Алтае — Тюркский каганат. Но вскоре его центр перемещается в Монголию, в долину реки Орхон. Это государство было образовано древними тюрками, предками алтайцев, во главе с правителями из рода Ашина не алтайского происхождения [5]. К 570-м годам территория каганата расширяется, его границы доходят на запад до Аму-Дарьи, до Кавказа и Аральского моря в Восточной Европе и до Большого Хинганского хребта на востоке. Ему подчинялись Согдиана и болгарско-хазарские племена, обитавшие между Волгой и Азовским морем. Его политическую мощь вынуждены были признать Китай и Византия. [3]
Однако уже к концу VI века ситуация изменилась. Из-за междоусобиц и ударов извне каганат распался в 588 году на Западный (с центром в Семиречье) и Восточный (с центром в Монголии). Но просуществовали они недолго. В 630 году восточные тюрки были порабощены Китаем, а в 659 году та же участь постигла и Западно-тюркский каганат. Однако восточные тюрки не смирились с поражением и в 682 году подняли восстание под руководством хана Ильтереса. Так образовался Второй Тюркский каганат, просуществовавший более 50 лет. Но постоянное противоборство с уйгурами, внутренние распри привели к падению государства в 745 году. Это повлекло за собой возвышение Уйгурского каганата при хане Кутлуге I Бильге Пэйло. Добившись победы над тюрками, он переносит свою ставку с юга на север, в Хара-Балгас на Орхоне, и устанавливает тесные связи с Китаем. Преёмники Пэйло, присоединив к себе Южную Сибирь и другие земли, превратили Уйгурский каганат в мощное государство, с которым вынужден был считаться даже Китай. [3]
Кыргызский каганат
В конце VIII века наметился упадок гегемонии уйгуров. Он был обусловлен внутренними раздорами и иноземными вторжениями, главным образом — тибетцев, которые в 755 году начали наступление на уйгуров. Окончательное падение ханства предопределило поражение, нанесённое ему в 840 году енисейскими кыргызами. Кыргызский каганат распространил свою власть на Туву, но Хакасия оставалась его главным центром. Преследуя остатки уйгуров, кыргызы с боями дошли до Иртыша и Амура, вторглись в оазисы Восточного Туркестана. Именно с победы над уйгурами Кыргызский каганат стал главной силой в Центральной Азии. С подвластных племен, в том числе и алтайских, взималась дань пушниной (белками и соболями) и изделиями из железа. [1] [3]
Кыргызы предоставляли государству высших военных и административных руководителей. Они считались связанными династийно и через брачные отношения с правящими домами Китая и других сопредельных стран. В суровой борьбе с агрессивными соседями (тюркские и уйгурские каганаты) государство кыргызов отстаивало свою независимость вплоть до XIII века, ставшего переломным в самостоятельном развитии Саяно-Алтая. [1]
Киданьские государства
В 947 году кочевые монгольские племена кидани (кит. 契丹) образовали своё государство — Великий Ляо. Именно этому новому государству переходит господство от Кыргызского каганата, просуществовавшего 80 лет. Енисейские кыргызы сохранили два основных массива своего расселения: первое — Верхний и Средний Енисей, второе — Алтай и Иртыш. В середине ХI века владения Великий Ляо простирались до Алтая [6]. Устное народное творчество алтайцев сохранило предание о том времени, оно повествует о покорении алтайцев кытаями и об уводе их с Алтая. Напоминают об этой эпохе также и остатки оросительных систем, паромных переправ, сохранившихся в разных местах Алтая. К концу XII века могущество захватчиков ослабло и на политическую арену Центральной Азии выходят монголо-язычные найманы, жившие между Хангайскими и Алтайскими горами и частично в отрогах Алтая. Попавшие в сферу их влияния алтайские племена были обложены данью. [3]
В 1125 году после падения империи Ляо киданьским принцем Елюем Даши было основано Каракитайское ханство (китайцы называли его Западным Ляо). Территория ханства простиралась на запад от Алтая до Аральского моря и на юг до гор Куньлуня, на востоке граничило с государством найманов. В 1211 году Каракитайское ханство было покорено найманами во главе с Кучлуком, а в 1218 году оно было завоёвано Чингисханом и вошло в состав Монгольской империи. [7]
Монгольский период
Монгольская империя
Конец найманскому господству положили монголы. В 1204 году они разгромили найманов, и в 1206 году была создана Монгольская империя, правителем которой стал великий хан Темуджин, так же известный как Чингисхан. В 1207 году на северную границу были направлены два тумена под командованием старшего сына Чингисхана Джучи и Субэдэя. Ойраты, кочевавшие на границе леса и степи, добровольно подчинились монголам и даже дали им проводников. Вслед за этим выразили покорность многие лесные племена, в том числе буряты и баргуты. Енисейские кыргызы, обитавшие в районе Минусинской котловины, также не осмелились противостоять монголам. Многие сибирские племена, бывшие данниками кыргызов, таким образом тоже подчинялись великому хану. [8]
Сразу после покорения лесных народов Субэдэя направили на западную границу государства, где собирались с силами остатки меркитов во главе с сыновьями Тохтоа-беки и найманы под предводительством Кучлука. В начале 1208 года произошла битва в долине Иртыша при впадении в него Бухтармы, в которой монголы одержали победу. Таким образом, территория Алтая оказалась полностью под властью монголов. [8]
Юань и Золотая Орда
В результате распада Монгольской империи в 1266 году территория Алтая вошла в состав империи Юань, располагаясь у её западной границы — территория к западу от Иртыша отошла Золотой Орде. Юань пала в результате восстания Красных повязок в 1351 – 1368 годах. Алтай, как и все северные территории империи, вошли в состав нового государства — Северной Юань. Этот период прошёл в постоянных междоусобных конфликтах, а власть Великого хана чаще всего была лишь номинальной. Иногда концом периода существования империи Северная Юань называют 1388 год, когда монгольские каганы прекратили использовать название «Северная Юань». [9]
В свою очередь, Золотая Орда достигла своего расцвета во времена правления хана Узбека (1313 – 1341) и его сына Джанибека (1342 – 1357). Но уже через два года, в период с 1359 по 1380 год, наступил упадок, когда на ордынском престоле сменилось более 25 ханов, а многие улусы попытались стать независимыми. Это время в русских источниках получило название «Великая замятня». В правление Тохтамыша (1379 – 1395) прекратились смуты и центральная власть вновь стала контролировать всю основную территорию Орды. Со времён Великой замятни произошли важные политические перемены в жизни Золотой Орды — начался постепенный распад государства. Правители отдалённых частей улуса приобрели фактическую самостоятельность, в частности, в 1361 году обрёл независимость Улус Орда-Эджена. В начале 1420-х годов образовалось Сибирское ханство, в состав которого вошли сопредельные Алтаю земли в верховьях Иртыша. [10]
Джунгарское ханство
В результате конфликта между монгольской династией Северной Юань и ойратами (западными монголами, позднее известными как джунгары) в 1399 году ойраты захватили власть в Монголии и создали собственное государство Дербен-Ойрат. Его основатель Угэчи-Хашигу отменил прежнее название Юань, и учредил новое название владения Дадань. В 1468 году объединённые силы монголов во главе нанесли поражение ойратам, но уже в XVII веке (в 1635 или 1676 году) ойраты создали Джунгарское ханство. [11]
Правители Джунгарского ханства принадлежали к племени чоросов и являлись потомками ойратских тайшей Тогона и Эсэна. В 1640 году ойратские правители провели общемонгольский съезд, на котором приняли Степное Уложение, установившее единые законы для всех ойратских владений и определившее буддизм школы гелуг в качестве единой религии [11]. Примерно с начала или середины XVII века алтайские земли находились под властью алтан-ханов — правителей государства хотогойтов в северо-западной Монголии. В 1667 году алтан-хан потерпел поражение от джунгаров и его государство фактически перестало существовать, территории Алтая вошли в состав Джунгарского ханства. [12]
Вхождение Алтая в Россию
Связи алтайцев с русским населением начали формироваться ко времени возникновения русских посёлков и казачих крепостей русских, которые основывались на границе Русского государства. В первое время это были торговые, обменные отношения. В начале XVII века к России были присоединены некоторые тюркские племена северной части Алтая. Так, например, в 1605 году были присоединены телеуты, жившие в бассейне реки Ини, а в 1627 году — шорцы. В течение XVII века северные племена туба, куманды и чалканду, а также некоторые южные — телесы и часть телеутов присоединились к России. Некоторые из них вошли в состав России добровольно. Значительная часть телеутов с 1658 по 1665 год переселилась к Кузнецку. [13]
В целом развитие русско-алтайских отношений в XVII веке можно охарактеризовать как сближение русского и алтайского населения с установлением регулярных посольских обменов между представителями сибирской администрации и главами алтайских кочевых племен. Джунгария почувствовала опасность потерять обширный и богатейший край с многочисленным населением. Джунгарские правители обращались с письмом к русскому правительству о возвращении Алтая, а также всей Южной Сибири, угрожали войной. Свои притязания Джунгария подкрепляла военными нападениями. Так, например, в 1709 году близ Кузнецка они сожгли восемь деревень, в 1710 году — Бикатунскую крепость, в 1718 году — захватили Ямышевскую крепость, позднее сожгли Белоярскую крепость. По распоряжению Военной коллегии в начале 1748 года начинается строительство Ануйской и Катунской крепостей. Строительство укрепленных пунктов продолжается и в 1749 году. В бассейне реки Ульбы возводятся форпосты Красноярский и Шемонаевский. [13]
В Джунгарии же в связи со смертью правителя Галдана-Церена жестокая борьба претендентов на ханский трон заметно ослабила силы государства. Цинская империя долгое время пытавшаяся сокрушить Джунгарию, получила реальную возможность добиться успеха. Весной 1755 года почти 200-тысячная армия Цинской династии вторглась в пределы Джунгарского государства. Не встречая организованного сопротивления, цинские войска приступили к поголовному истреблению мирного населения. Алтайские зайсаны, не желавшие принимать китайское подданство, создавали конные отряды в 300 – 400 человек и вели бои с завоевателями. В обстановке войны с многочисленными и хорошо вооруженными завоевателями, алтайские зайсаны с осени 1755 года начали просить русское правительство принять алтайский народом в русское подданство. [13]
Просьбы алтайцев были переданы в ноябре 1755 года императрице Елизавете Петровне. Специальным указом от 27 января 1756 года она разрешила приём всех желающих подданства России. С июня 1756 года по всей русско-джунгарской границе начался массовый переход алтайцев. За три месяца было принято с произведением полной регистрации и приведением к присяге свыше 10 тысяч человек. В присяге говорилось: «Я пришел в подданстве быть и белому царю всем своим улусом желаем мы верно зла и лиха не думать, на русских людей стрелы не накладывать, лука не натягивать, саблей не замахиваться, из ружей не стрелять». [13]
В конце июня 1756 года с Кузнецко-Колыванской линии была отправлена первая партия алтайских и джунгарских кочевников на Волгу в количестве 2 тыс. человек. Часть алтайцев была переселена в Красноярский уезд. Однако основная масса алтайского населения, приняв русское подданство, отказалась переселяться к калмыкам на Волгу, ссылаясь на нужду и разорение. [13]
Источники
- [1]История Республики Алтай и Республика Алтай — Википедия
- [2]А. А. Худяков История Алтайского края. Барнаул, 1971
- [3]История — Официальный сайт Республики Алтай
- [4]А. А. Тишкин, В. В. Горбунов Горный Алтай в хуннуское время: культурно-хронологический анализ археологических материалов — Археология Алтая
- [5]Тюркский каганат — Википедия
- [6]Кидани и Кыргызский каганат — Википедия
- [7]Каракитайское ханство — Википедия
- [8]Монгольская империя — Википедия
- [9]Юань (империя) и Северная Юань — Википедия
- [10]Золотая Орда — Википедия
- [11]Джунгарское ханство — Википедия
- [12]Алтан-хан — Википедия
- [13]Историческая справка к 260-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства и 25-летию образования Республики Алтай — Официальный сайт Государственного собрания Эл-Курултай Республики Алтай