Михаил Васильевич Чевалков
Михаил Васильевич Чевалков
Дата рождения | 1817 год |
Место рождения | село Карасу |
Дата смерти | 23 августа 1901 года |
Место смерти | село Онгудай |
Род деятельности | писатель, протоиерей |
Области деятельности | алтайская литература |
Михаил Васильевич Чевалков — алтайский писатель, основоположник письменной алтайской литературы, протоиерей. Жизнь Михаила Васильевича Чевалкова более 70 лет была связана с Алтайской духовной миссией.
Биография
Родился М. В. Чевалков в 1817 году в селении Карасу недалеко от Бийска. Когда ему было семь лет, его семья переехала в село Улала (сейчас — город Горно-Алтайск). Здесь он самостоятельно выучился грамоте, освоил русский язык. Подросший Михаил Чевалков становится учеником Макария (Глухарева), так как алтайцы в то время могли получить образование только одним путём — в школах Алтайской духовной миссии. В 1844 году Чевалкова зачислили в штат миссии на должность толмача (то есть переводчика), в какоторой он состоял 25 лет. Православная культура и идеология оказали влияние на мировоззрение и творчество первого алтайского писателя.
Миссия, приучая алтайцев к оседлости, организовала изучение ремесел, и Михаил Чевалков охотно овладевал кузнечным, плотничным, столярным и кожевенным мастерством. Он был знатоком Алтая, его языка, народного творчества, обычаев и нравов народа. Он был переводчиком и проводником в путешествиях по Алтаю таких учёных, как будущий академик-тюрколог В. В. Радлов, исследователи Азии Г. Н. Потанин и Н. М. Ядринцев, сибирский фольклорист Н. Ананьин. Под влиянием В. В. Радлова Михаил Чевалков написал воспоминания — «Житие Чевалкова».
В 1870 году Епископом Томским и Семипалатинским Платоном Михаил Чевалков рукоположен в сан дьякона. Тем самым он стал первым в истории алтайцем — служителем Русской православной церкви. Это событие стало знаменательной вехой в истории миссии и алтайского народа.
Через семь лет, в 1877 году, Михаил Чевалков был возведен в сан священника и назначен миссионером в одно из самых отдаленных мест Алтая — Чулышманское отделение миссии, где прослужил 12 лет. За свою 45-летнюю службу в миссии он дослужился до звания протоиерея. В 1889 году в возрасте 72 лет протоиерей Михаил был освобожден от миссионерской должности и уволен «за штат» миссии. Поселился он в центре Урсульского отделения в Онгудае, где и прожил последние годы. Михаил Чевалков умер 23 августа 1901 года, похоронен близ алтаря Успенского храма в селе Онгудай.
Творчество
Михаил Чевалков считается по праву первым алтайским писателем. Под влиянием В. В. Радлова написал свои воспоминания — «Житие Чевалкова» (алт. Чоболкопын јуруми). В 1894 году они были напечатаны в Томске в переводе архимандрита Макария (Невского) как «Памятное завещание», которое исследователи истории алтайской литературы считают первым литературным произведением на алтайском языке. Но поскольку в воспоминаниях рассказывается о пути иноверца в христианство, о духовном подвиге священнослужителей, миссионеров, то также был создан образ и образ миссионера в лице преподобного Макария. Таким образом, «Памятное завещание» — это первое автобиографическое произведение на Алтае. В эти же годы Михаил Чевалков переводит на алтайский язык тексты из Священного Писания, басни И. А. Крылова, продолжает сбор фольклора. В содружестве с В. И. Вербицким он опубликовал шесть сказаний, 29 прозаических преданий, 29 песен, более сотни пословиц и загадок.
Признание
Важнейшей частью своей жизненной миссии он считал просвещение своего народа, в том числе и духовно-нравственное воспитание через письменное слово. Тексты молитв, переведенных Чевалковым на алтайский язык, которыми и сейчас пользуются верующие Алтая, по молитвенному воздействию на народ, по духовной глубине понятий, заключенных в словах, являются знаком особого Божия избранничества, которого был удостоен отец Михаил Чевалков по своей вере за свой подвижнический труд. Прихожане Свято-Троицкого храма селе Онгудай, на территории которого несколько лет назад восстановлена могила протоиерея Михаила Чевалкова, особенно чувствуют его благословение во всем. Известны случаи, когда молитвенное обращение к отцу Михаилу давало облегчение в житейских невзгодах, помощь в делах. Бережно сохраняется и чтится память отца Михаила в селе Онгудай. Прежде чем войти в храм, люди обычно подходят к кресту на его могиле, молятся, там часто служатся панихиды и литии.
Заслуги М. В. Чевалкова при жизни были высоко оценены. Он был награждён Золотой медалью на Аннинской ленте, орденом Святой Анны 3-й степени и камилавкой.