Цаплинский мост

Цаплинский мост

Цаплинский мост, или Ининский подвесной мост — старый подвесной мост через Катунь на Чуйском тракте около села Иня. Является самым уникальным сооружением Чуйского тракта. Мост эксплуатировался до 1970 году, до того времени, когда был введен в строй новый железобетонный мост через Катунь.

Ининский мост — первый в мире двухцепной висячий мост. Только немного позднее такие мосты были построены в США. В 1994 году мост объявлен памятником истории и культуры Российской Федерации. Талантливый ученый С.А. Цаплин за свою научную жизнь предложил ряд новых оригинальных систем висячих мостов, проектировал новые дорожные машины, которые выставлялись на всемирных выставках. С.А. Цаплин имел 13 авторских свидетельств, им было написано 62 научных труда и 6 монографий.

История

Новый и Цаплинский мосты

Мост спроектирован инженером Сергеем Афанасьевичем Цаплиным, который был выпускником Ленинградского института инженеров путей сообщения. Еще в студенчестве он увлекался разработкой теории висячих мостов. Дипломный проект молодого инженера был внимательно изучен и с некоторыми поправками одобрен научным руководителем профессором Евграфовым. Следует отметить, что Цаплин не только автор этого проекта. Он же руководил людьми, претворявшими его проект в жизнь, был главным инженером и начальником строительства. Для подготовки к строительству моста на реки Ине построили гидростанцию, завезли строительные материалы. Особенно много труда вложили жители окрестных сел Малой Ини, Инюшки, Иодро в строительство висячего моста через река Катунь. Все они участвовали в заготовке и сплаве леса для строительства. Лютой зимой 1935 году началось строительство моста через стремительную Катунь. Одной из главных трудностей при постройке моста была удаленность от железной дороги. Это осложняло переброску материалов и техники. Принимается решение максимально увеличить применение местных строительных материалов, благо, ценнейшей древесины — лиственницы — на Алтае много. Отбиралась лучшая, первосортная лиственница. Даже канаты скручивали тут же, на льду застывшей Катуни, при помощи автомобиля. Мост практически построили за одну зиму.

Общая длина моста по настилу 142 м, средний речной пролет равен 100 м. Пилоны моста высотой 21 м представляют собой качающиеся железобетонные рамы. Цепи моста перекинуты через вершины пилонов и закреплены в анкерных плитах. Весь мост производит впечатление изящного и легкого. «Легкое очертание всего моста необычайно гармонирует с волнистыми линиями гор, на фоне которых он расположен», — писал С.А. Цаплин.

В апреле 1936 году. начались испытания моста. Шесть автомобилей «ЗИС» с полным грузом от 6 до 8 тонн, взревев моторами, прошли по новенькому мосту перед восторженными глазами зрителей. С замиранием сердца следил за испытанием молодой инженер С.А. Цаплин.

Приемочная комиссия сделала вывод: «...мост может быть открыт для движения автомашин без ограничения скорости и веса в пределах норм». Мост строили 3 тысячи заключенных 7-го отделения Сиблага НКВД. После завершения работ всем им обещали амнистию. Вот почему у этого моста есть еще одно название — «Дембельский».

С глубоким уважением вспоминают старожилы тех, кто строил этот красивый мост. В то время мост был ухожен, его постоянно белили, красили, подметали. Горели лампочки, была водокачка, противопожарный инвентарь, телефон, имелись сторожевые будки. До сих пор сохранились хорошие воспоминания о заключенных — строителях моста.

С историей моста связана и трагическая история. В 1938 году на Чуйском тракте перевернулся грузовик с заключенными, отпущенными после постройки моста по амнистии. Все они погибли.