Чуйский тракт/354—438

Чуйский тракт

217—354 ← 354—438438—496

Чуйский тракт: Бийск (354 км) — Майма (438 км).

Километраж

Описание

Грузовик, установленный в год 80-летия Чуйского тракта

Чуйский тракт около Верх-Катунского

На  364 км пути встречается первое крупное село — Верх-Катунское, одно из старинных сел, образованное в 1832 году. Первоначально село располагалось вдоль большого острова. В те времена это были места с девственной природой, обилием дичи и рыбы. Потомки первых переселенцев и сейчас составляют большую часть жителей села. Возникли крепкие крестьянские хозяйства, в том числе династии кузнецов Чеглаковых, пимокатов Абрамовых. Многие из жителей селения занимались извозом.

В 1840 году здесь было 14 дворов. Для того чтобы строиться, люди вырубали лес и тут же строили дома из сосны. Землю под пашню тоже приходилось отвоевывать у леса. Разводили коров, свиней, овец. За счет переселенцев из Европейской России население увеличивается. В 1900 – 1917 годах появляется много зажиточных крестьян. Кроме землепашества они вели обширную внутреннюю торговлю, продавая оптом продукты сельского хозяйства бийским купцам. Сегодня Верх-Катунский сельский совет объединяет село Верх-Катунское, поселки Междуречье, Усть-Катунь и Чуйский, где проживают 4214 человек. При въезде в центр села стоит у тракта скульптура — молодая свинарка с поросенком на руках. Раньше это была «визитная карточка» госплемзавода «Катунь», сейчас — напоминание о прошлом, когда племзавод процветал и славился не только в районе, но и в Алтайском крае. Главой отраслью хозяйства в советское время было племенное свиноводство, в основном разведение крупной белой породы. Помимо этого — молочное животноводство и разведение лошадей орловской рысистой породы. Племзавод неоднократно становился победителем всесоюзного и всероссийского конкурсов.

В селе работает Верх-Катунская гидрогеологическая партия, есть магазины, придорожное кафе, пост ДПС, АЗС. Действует церковь Рождества Христова, построенная в 2004 году. На 2-м этаже сельского Дома культуры работает краеведческий музей, образованный в 1992 году.

Радуга около Чуйского

Водоем около Чуйского

Сразу за Верх-Катунским на  371 км находится посёлок Чуйский, образование которого связано со строительством Верх-Катунской дробильносортировочной фабрики. Впервые Верх-Катунское месторождение песчано-гравийной смеси разведано в 1953 году. В 1956 году одновременно со строительством фабрики началось строительство линии электропередач и жилого рабочего поселка Чуйского. Пуск фабрики состоялся в 1961 году. К 1986 году фабрика выпускала 500 тыс. м³ щебня и 500 тыс. м³ природного песка в год, являясь лидером в производстве стройматериалов как в Алтайском крае, так и в России. В период перестройки производство было практически парализовано. В 2001 году было зарегистрировано предприятие ООО «Верх-Катунская дробильно-сортировочная фабрика», основными видами деятельности которого является разработка месторождений полезных ископаемых открытым способом добычи, в частности гравийно-песчаной смеси и строительного песка. В 2004 году в Женеве предприятию был вручен приз «Золотая эра качества» за высокое качество продукции.

В настоящее время в Чуйском проживает около 500 человек. Работают магазины, придорожное кафе и АЗС на выезде из села. В окрестностях поселка, рядом с карьером, находится несколько водоемов. Вода в них прозрачная, теплая, есть небольшой оборудованный пляж «Летний рай». В летнюю жару на организованном пляже можно хорошо отдохнуть и искупаться. Работает кафе, есть прокат водного снаряжения. Указатель вправо «Пляж 700 м» стоит на  374 км Чуйского тракта.

После поселка, справа будет видна большая река. Это Катунь — полноводная, могучая, священная для алтайцев река, вдоль которой, временами отступая на порядочное расстояние, вам посчастливится ехать сотни километров.

Отъехав от Бийска по Чуйскому тракту километров тридцать, вы увидите вдалеке справа окутанную голубой дымкой гору Бабырган, которая стоит, оторвавшись от своих братьев, как часовой, предупреждающий путников о приближении Горного Алтая.

Памятник Шукшину на горе Пикет

Катунь около Сросток

На  374 км Чуйского тракта расположено небольшое село Полеводка, а через десять км — село Сростки ( 384 км).

На  394 км расположено небольшое село Образцовка с населением 150 чел. Перед въездом в село расположена АЗС, есть магазин. Сразу за ним на  395 км находится граница Бийского и Красногорского районов Алтайского края.

Следующим крупным населенным пунктом, с которым вы встречаетесь на пути, является село Березовка. Оно расположено на  398 км Чуйского тракта. В 1804 годе село Березовка возникло как инородческое поселение, первоначально здесь поселились 30 телеутов и 10 кумандинцев. Чуть позже здесь поселились русские крестьяне-переселенцы. К 1897 году здесь было уже 46 дворов. На 1911 году в селе было 202 двора, проживали 1230 человек, имелись школа и маслосыр-завод. В настоящее время здесь проживает около 1300 человек. Население в основном занято сельским хозяйством. У села Березовки раскопаны захоронения, относящиеся к переходному периоду — от века бронзы к веку железа. В древние времена здесь жило племя, которое разводило лошадей, овец, коров и коз, сеяло пшеницу и ячмень. Постепенно стоянка пришла в упадок и была заброшена. К археологическим памятникам относятся городище Березовка, поселение Красная горка и стоянки по правому берегу реки Березовки в окрестностях села. Есть магазины, придорожное кафе, АЗС, филиал Сбербанка РФ.

Далее, следуя по тракту, вы проезжаете село Быстрянка ( 404 км). Село возникло в 1804 году. Этнограф С. П. Швецов в статистическом исследовании «Горный Алтай и его население», вышедшем в 1902 году, сообщает, что село возникло как инородческое, первоначально здесь поселились 70 кумандинцев и 7 телеутов. Долгое время здесь существовала Быстрянская инородческая управа. Вскоре сюда пришли русские. В 1911 году в селе было 188 дворов, 1203 жителя. В это время в Быстрянке были церковь, церковно-приходская школа, маслосырзавод. В селе Быстрянка раньше в ноябре проходила так называемая Михайловская ярмарка. Жители окрестных сел везли сюда хлеб, кожи и масло, мед и воск, пушнину и орех. Сейчас это — современное село с населением около 2 тыс. человек. В селе находятся АЗС, магазины, кафе, филиал Сбербанка РФ. В селе работает Быстрянский маслосырзавод. основной продукцией которого являются твердые сыры «Горный», «Советский», «Славянка», «Швейцарский», не раз отмеченные медалями на российских и международных выставках. Перед въездом в село налево уходит дорога до соло Красногорского, по которой до центра — 28 км.

На  412 км тракта расположено село Суртайка (Старая Суртайка). В 1911 году в селе насчитывалось полсотни дворов и проживали 353 жителя. Название село получило от имени старшего из переселившихся сюда родов — Суртая, сейчас здесь проживает около 380 человек, имеется АЗС. За селом дорога близко подступает к Катуни. Нужно быть предельно внимательным, преодолевая первые на тракте опасные повороты. С одной стороны от дороги нависают отвесные скальные выходы, с другой — стремительная Катунь, которую отделяет от тракта лишь полоска тополей.

Река Иша осенью

Скоро за поворотом на  416 км появляется мост через реку Иша — правый приток Катуни. Долгое время здесь существовала паромная переправа, и только в 1935 году по проекту и под руководством А. И. Труевцева был построен деревянный мост, а в 1959 году — железобетонный. У моста расположился небольшой посёлок, который так и называется Мост-Иша, с населением чуть более ста человек. Недалеко от моста Иша впадает в Катунь. На этом месте находится санаторий «Катунские зори», центр здоровья «Прасковья». Здесь лечат заболевания нервной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания. В реке Ише можно искупаться, порыбачить, в летнее время здесь всегда много отдыхающих.

В 2 км выше по течению Иши от села Мост-Иша был найден могильник Усть-Иша. Древний могильник Усть-Иша является одним из интереснейших погребальных объектов эпохи неолита. Могильник располагается на небольшом выступе высокой террасы правого берега Иши на высоте 11 – 13 м над уровнем воды, в устье ручья, впадающего в Ишу. Мыс имеет плоскую поверхность со слабым наклоном в сторону реки. На поверхности мыса и далее по краю террасы виднеются западины жилищ эпохи раннего железа. Этот мыс содержит культурные слои нескольких эпох. Археологами первоначально проводились раскопки поселения эпохи раннего железа (V – I вв. до н.э.). Относящийся к этому периоду слой содержал хозяйственные ямы, очаги, фрагменты керамики, кости животных. При детальном исследовании мыса выяснилось, что до того, как стать поселением, он служил могильником. Могильные пятна были зафиксированы под слоем поселения на глубине 30—40 см. Основную часть могильника составляют 11 неолитических погребений.

Чуйский тракт

После отдыха и удачной рыбалки вы продолжаете путь по тракту. На  425 км тракта небольшое село с красивым названием — Долина Свободы, где проживает всего около 70 человек.

В нескольких десятках метров от села, точнее на  428 км тракта, стоит красочный знак, извещающий о том, что начался другой субъект Российской Федерации — Республика Алтай. На этом месте дорога расширяется, здесь оборудована смотровая площадка с лавочками, где можно полюбоваться красавицей Катунью и манящей вдаль дымкой алтайских гор. Здесь же, чуть впереди, расположен щит с автомобильной схемой дорог Горного Алтая. На противоположной стороне тракта — оборудованная беседка и туалет. В туристический сезон здесь располагается базарчик, где торгуют алтайским медом. На  429 км вы увидите справа придорожное кафе «Эрjине», оформленное в национальном алтайском стиле. На территории кафе есть беседка, нависающая прямо над стремительными водами Катуни, имеется парковка для автомобилей. С пересечением границы Республики Алтай вы въезжаете в Майминский район — так называемые ворота Горного Алтая.

На  431 км стоит указатель «Платово 2 км, Шульгин Лог 15 км, Сетовка 40 км, Советское 57 км». Здесь дорога отходит вправо на мост через Катунь к раскинувшимся на противоположном берегу селам Алтайского края. В окрестностях села Платово находится редкий памятник природы — следы селевого потока «Земная рябь» — некогда прорвавшегося огромного озера, заполнявшего Чуйскую степь. Проехав от село Платово 41 км, можно у села Урожайного посетить Лебединский заказник — особо охраняемую территорию Алтайского края, где с октября по апрель зимуют красивые лебеди-кликуны.

К северу от села Майма расположен Майминский археологический комплекс. Комплекс на высоких аллювиальных террасах правого берега Катуни, начинается с  431 км Чуйского тракта и продолжается до села Майма. Включает 21 памятник (десятки поселений и сотни курганов) различных периодов — от палеолита до Средневековья, которые сосредоточены на участке протяженностью 6 км и шириной около 1 км. Данный участок предгорий Алтая в древности являлся своеобразным буфером между зонами степи и гор. Здесь издревле происходил процесс культурного взаимообмена, что повлекло за собой появление здесь народов с уникальной материальной и духовной культурой, сочетающей в себе элементы мировоззрения степняков и горцев. Майминский археологический комплекс активно исследовался учеными в 80-х и начале 90-х гг. XX века. Неспециалисту трудно увидеть здесь курганные могильники - поверхность террас много лет подвергалась распашке и заросла мощным дерновым слоем. Часть комплекса постепенно разрушается карьерами. Большая часть археологических находок с Майминского комплекса хранится и экспонируется в НМРА им. А.В. Анохина.

На  434 км впереди слева выделяется вершина Малый Камень, перед ней поворот на село Верх-Карагуж (8 км), а прямо по трассе — таможенный пункт Республики Алтай и пост ГИБДД. Вскоре показывается Майма.

На главной площади Маймы расположены здания телеграфа и почты, а вдоль тракта находится базар с большим количеством магазинчиков, киосков, где можно приобрести различные продуктовые и продовольственные товары, сувениры. От Маймы Чуйский тракт идет дальше по долине Катуни, а налево на центральном перекрестке села дорога уходит в Горно-Алтайск (6 км) — столицу Республики Алтай.

В Горно-Алтайск можно попасть и по объездной дороге, которая идет после заправочных станций прямо вдоль правого берега реки Маймы. В этом случае не нужно проезжать мост через реку Майму. Если ехать через центральный перекресток, поворачивая налево, вы начнете подниматься на Майминский взвоз, представляющий собой мореный вал — Майминский рыхлый вал — памятник природы, немой свидетель прохождения громадного ледника в ледниковую эпоху.