Чуйский тракт/583—659

Чуйский тракт

496—583 ← 583—659659—712

Чуйский тракт: Семинский перевал (583 км) — перевал Чике-Таман (659 км).

На этом участке Чуйский тракт идет по територии Онгудайского района, где спускается c Семинского перевала в долину реки Урсул. Далее проходит мимо райцентра, затем поднимается вдоль реки Малый Ильгумень на перевал Чике-Таман.

Километраж

  • 583 км — Семинский перевал
  • 593 км — деревня Зайсанская Елань (нежилая)
  • 594 км — село Бархатово (''пров. км'')
  • 601—609 км — дорога построенная в 30-е годы XX в.
  • 605—609 км — могильники Мукур-Туу-1, 3 и Воронцов Лог-1
  • 611 км — развилка (дорога на Усть-Кан — 95 км), КПП
  • 614 км — село Туекта
  • 614—618 км — могильники Урсул-1—8
  • 618 км — центральная база природного парка «Уч-Энмек»
  • 619 км — село Каракол
  • 625 км — археологический памятник Балык Соок-1, 2 (Курота-2)
  • 628 км — село Шашикман
  • 633 км — село Онгудай
  • 643 км — село Улита
  • 648 км — фруктовый сад хозяйства «Янтарное»
  • 649 км — разрушенная ГЭС на реке Урсул
  • 652 км — мост через Малый Ильгумень
  • 652 км — село Хабаровка
  • 655 км — указатель «Начало подъема на перевал Чике-Таман. Подъем 4 км, спуск 4 км»
  • 659 км — перевал Чике-Таман

Описание

На спуске с Семинского перевала в урочище Турла расположено мараловодческое хозяйство «Турла». Проезжаем заброшенный населенный пункт Зайсанскую Елань ( 593 км). В том месте до революции алтайские зайсаны собирались летом и устраивали свои состязания и игралища. Здесь находится село Бархатово с населением 20 человек, основанное на стоянке мараловодческого хозяйства «Надежда» ( 594 км). Справа от тракта, если приглядеться, можно увидеть дорогу, построенную в 30-е годы XX века, особенно заметную на  601—609 км. С  с 605 по 609 км начинают встречаться археологические памятники — могильник Мукур-Туу-1, 3 и Воронцов Лог-1, расположенные слева от трассы. Все объекты сильно задернованы и представляют собой плоские каменные курганы, расположенные цепочками. Предположительно памятники относятся к пазырыкской культуре эпохи раннего железа.

На  611 км — развилка, КПП, вправо уходит дорога на Усть-Кан (95 км) и Усть-Коксу (216 км), по которой можно добраться в Уймонскую, Катандинскую степи и село Тюнгур, откуда начинаются маршруты в горе Белухе, Кучерлинскому озеру и Мультинским озерёрам. В селе Верхний Уймон находится два музея: Государственный музей-заповедник им. Е.И. и Н.К. Рерихов и музей старообрядчества.

Развилка на Усть-Коксу

На 5 км от Чуйского тракта по дорого в Усть-Кан напротив села Талда у края поля встречаются Шибенские курганы. Большие каменные насыпи курганов хорошо видны с дороги. Раскопки на них проводились в 1927 году М.П. Грязновым, который раскопал несколько курганов, в том числе большой курган раннего железного века 45 м в диаметре. Курган был ограблен еще в древности, но учеными было найдено мумифицированное тело покойного, которое находилось в колодке-саркофаге. В северной части могилы находились остатки четырнадцати лошадей. Из предметов инвентаря обнаружены деревянные и кожаные детали для конской упряжи, изделия из кости и различные украшения, в том числе из золота.

В 15 км от Чуйского тракта расположено село Теньга, еще с незапамятных времен представлявшее собой центральное место кочующих в окрестностях алтайских племен. Так описывает село Теньга В.И. Верещагин, путешествовавший по Алтаю в начале XX века: «Теньга расположено на берегу р. Урсул близ устья р. Теньги и состоит из дома писаря, избы ямщика и хорошего дома местного богоча инородца Аргамая Кульджинова, которому принадлежат громадные стада скота и целые табуны лошадей. Недавно здесь выстроили церковь (1903 г.), так как инородцы окрестных аилов числятся крещеными.»

Проехав село Шиба, село Теньга и свернув направо, можно осмотреть Теньгинское озеро. Оно находится в 28 км от Чуйского тракта.

На  614 кмсело Туекта. (''краткое описание'').

Долина Урсула, Каракола, Туекты в археологическом отношении — это один из самых богатых районов Горного Алтая.

Слева от тракта на северо-восточной окраине села Туекта располагается могильник Туекта. Здесь насчитывается 197 курганов и большое количество балбалов и выкладок. Погребения относятся к различным историческим эпохам. Наиболее величественно выглядят огромные курганные насыпи, расположенные на местности цепочками. Эти курганы относятся к раннему железному веку (VI–II века до н.э.).

Сразу за селом находится еще несколько археологических памятников — могильники Усрул-1—8, расположенные по обе стороны тракта ( 611–618 км). Памятники представлены курганами, каменными выкладками, балбалами. Объекты предположительно отнесены к эпохе раннего железа. (подробнее)

На  618 км Чуйского тракта между селами Туекта и Каракол расположена центральная база природного парка «Уч-Энмек». Парк был создана в 2002 году в бассейне реки Каракол с целью сохранения многочисленных духовных, культурно-исторических памятников и всященных мест алтайского народа. (подробнее)

Перед селом Каракол направо уходит дорога к населенным пунктым Бичикту-Боом, до которого 5 км, и Кулада (19 км). В 14 км от тракта по этой дороге у село Боочи находится т/к «Талду» (экскурсии, конные туры, пантовые ванны). (подробнее: Бичикту-Боом). Село Боочи основано в 1600 г. В селе на 1 января 2005 г. проживали 298 человек. В селе и его окрестностях расположено много археологических памятников различных периодов. В 7 км от село Боочи, у подножья горы Уч-Энмек, стоит село Кулада.

Село Кулада основано в 1700 году. Но можно предположить, что и это село основано гораздо раньше. Людей не могли не привлечь красота этих мест, обилие речек и родников. Подтверждением тому — находящиеся в окрестностях села Кулада стоянки афанасьевского периода. У село Кулада находится всемирно известный Бошадорский комплекс. Находки из царских курганов Башадар-2 находятся в Государственном Эрмитаже и Государственном историческом музее. В село Кулада до сих пор чтут и сохраняют древние традиции духовной и материальной культур. Село до последнего времени остается оплотом трезвой жизни.

На 619 км Чуйского тракта расположено село Каракол. В переводе с алтайского «кара коол» — буквально «обильный, родниковый, питающийся подземными водами поток, протока, река, речная долина». Село основано в 1850 году. В черте села находится археологический памятник — могильник Каракол. В селе в здании школы находится краеведческий музей, где хранятся интересные экспонаты, посвященные археологии, истории села. В селе есть АЗС, магазины, большой стадион.

Памятник в Куроте

Оленный камень около 625 км

Сразу за селом Каракол на  621 км находится село Курота. В переводе с алтайского «куру туу» — «сухая, пустая, лишенная всего высокая гора». На 1 января 2005 году в селе проживали 367 чел. Курота — измененное слово Куроты. Деревня стоит на речке Куроты, которая протекает в долине одноименного названия. В давние времена в долине происходили кровопролитные бои. От них в верховьях долины остались валы. Много было ущерба, оттого и названа долина Куроты (ущербная). В селе есть АЗС. На  625 км слева от тракта нельзя не заметить археологический памятник «Балык-Соок-1 и 2», или «Курота-2».

Большая курганная группа расположена в устье реки Куроты — левом притоке реки Урсул — у подножия горной гряды. Могильник хорошо виден с дороги и насчитывает около 50 разнообразных по конструкции каменных погребально-поминальных сооружений. В настоящее время археологические памятники с востока и запада окружены распаханными полями. Основная часть курганов сосредоточена в двух крупных могильниках: Балык-Соок-1 (14 объектов) и Балык-Соок-2 (34 объекта). Объекты могильника относят к разным историческим периодам: от раннего железного века до Средневековья. Исключительный интерес представляют нетипичные для Алтая «диагональные» погребения. Далее по тракту вплоть до села Шашикман слева от Чуйского тракта встречается большое количество археологических памятников в виде курганов Курота-3, 5, Шашикман-1 и Шашикман-2 (курганы, круглые оградки из вертикально вкопанных крупных плит), Шашикман-3 (курганы, балба-лы, стелы высотой 1,2 м).

На  628 км село Шашикман, основанное в 1800 году. На 1 января 2005 года в селе проживали 777 человек. В переводе с алтайского — «поросший молодыми хвойными деревьями — чиби». В объяснении наименования села есть две версии. Первая — «чабышкан» — бились о мечтах. По другой версии название села происходит от Ачыр-Ман (открытая изгородь). Само урочище Шашикман представляет собой долину, закрытую со всех сторон горами с перешейком по надпойменной террасе шириной 400 м. В 1857 году у реки Шашикман, ближе к Чуйскому тракту, построил первый дом переселенец И. Снегирев. До этого здесь кочевали алтайцы, жили в аилах. Переселенцы начали строить дома. Снегирев построил первую мельницу, он же начал заниматься кожевенным делом. Из ближайших урочищ к ним съезжаются алтайцы. В доме Снегирева позднее разместилась первая школа. Село Шашикман расположено вдоль реки Шашикман, по обе стороны, рядом с горой Межелик. Название села и горы Межелик связывает легендарная история, которая гласит: «В старые времена при нашествии монгол была битва. Из этой битвы удалось спастись одному богатырю, который взобрался на вершину Межелика, где имелось укрытие. Поэтому раньше село называлось Чабышкан, а гора Межелик считалась Байлу Туу». Женщинам на эту гору ходить запрещено.

В селе есть магазин, закусочная, мини-пекарня. За селом слева вдоль тракта продолжают встречаться археологические памятники-могильники Шашикман-4, 7 и 0нгудай-2, 6 в виде задернованных каменных и земляных курганов, предположительно отнесенных к эпохе раннего железа. Объект 0нгудай-1 (в 3 км от центра село Шашикман) включает каменное сооружение длиной 14 м из вертикально вкопанных в землю каменных плит и петроглифов с изображением животных. Перед село Онгудай, слева от дороги, могильники 0нгудай-7,9, также в виде задернованных курганов. На самом южном кургане цепочки археологического памятника 0нгудай-9 установлена стела «Онгудай» ( 633 км км). Курган был использован в качестве платформы для нее.

Село Онгудай расположен на высоте 860 м над уровнем моря в долине реки Урсул. Это живописное место с давних времен служило стоянкой южных алтайцев, чему свидетельствует богатство археологических памятников в окрестностях села. Дата образования села — 1626 год. Название села трактуется в официальных кругах как «правая сторона», или «десять богов». Село Онгудай считается географическим центром Горного Алтая. Оно стоит на половине пути от Бийска до Ташанты.

За Онгудаем Урсульская долина сужается и за селом Улита переходит в ущелье. На  643 км расположено село Улита. Село основано ориентировочно в 1800 году. Но чуть выше по течению реки Улиты, в логу Ойбок, люди проживали с незапамятных времен. По одной из версий, название села связано с некогда проживающим здесь монгольским родом Олуп. Название села, по О.Т. Молчановой, происходит, от одного из калмыцких или ойротских племен «олед», «улед». На 1 января 2005 году в селе проживали 302 человека.

На 648 км на левом берегу реки Урсул расположен фруктовый сад крестьянского хозяйства «Янтарное». Хозяева принимают туристов. К услугам отдыхающих — размещение в кемпингах и в палатках, автостоянка, баня. Можно приобрести мед и фрукты. К хозяйству ведет небольшой мост через реку Урсул. Далее на  649 км на реке Урсул слева видна разрушенная ГЭС, а через несколько километров переезжаем мост через реку Малый Ильгумень ( 652 км км). Слияние двух рек — Урсула и Малого Ильгуменя — с давних пор считалось местом большого скопления рыбы. Сюда на рыбную ловлю ездили из Бийска, Барнаула и других городов и сел бывшей Алтайской волости. Если свернуть на дорогу, уходящую вниз по реке Урсул, и проехать 11 км, можно добраться до летнего туристического кемпинга «Ильгумень» (в районе села Степушки). Далее дорога приводит к устью реки Урсул, где в урочище Аырташ на левом берегу реки Катунь находится т/к «Устье Урсула». (Обновить: Дорога к устью Урсула)

В долине Малого Ильгуменя на  652 км расположено село Хабаровка. Село основано в 1850 году купцом Хабаровым, который имел здесь склады. Однако официально Хабаровка стала называться селом с 1889 году. Первыми поселенцами были крестьяне села Шульгин Лог Алтайской волости во главе с С.Т. Полининым, который еще раньше ездил сюда на рыбалку и облюбовал это место. В год их приезда поселок составляли 26 семей алтайцев. Для своих хозяйственных нужд — полива покосов и небольших пашен — жители использовали древние арыки — суваки, строительство которых ученые относят к V—VI векам н.э. В 1898 году здесь был построен молитвенный дом. Образование села связано с расширением торговли России с Китаем и Монголией. Бийский купец Иван Хабаров в обмен на товар, привезенный из России, вывозил соболей столько, что чистая прибыль была очень большая. И. Хабаров построил в Хабаровке сначала заезжку, а затем первый двухэтажный дом, амбары, загон для скота. Второй двухэтажный дом был построен Кузьмой Опенышевым, раскулаченным в 30-е гг. В том доме сейчас учатся дети начальных классов. На 1 января 2005 году в селе проживали 348 чел.

От села Хабаровка начинается подъем на водораздел рек Малый и Большой Ильгумень. Это подъём на известный Улегемский, или Чике-Таманский перевал.