Чуйский тракт/659—712

Чуйский тракт

583—659 ← 659—712712—788

Чуйский тракт: перевал Чике-Таман (659 км) — Слияние Чуи и Катуни (712 км).

Километраж

  • 659 км — перевал Чике-Таман
  • 668 км — родник, стоянка
  • 672 км — село Купчегень, археологические памятники
  • 680 км — слияние рек Большой Илыумень и Катунь, Ильгуменские пороги на Катуни, наскальные рисунки
  • 681 км — Археологический комплекс Кор-Кечу
  • 684 км — бом Кор-Кечу
  • 692 км — место впадения реки Большой Яломан в Катунь, археологический комплекс, Яломанское городище, стоянка
  • 693 км — указатель «Б. Яломан 12», комплекс археологических памятников
  • 695 км — с. М. Яломан
  • 702 км — АЗС
  • 703 км — село Иня, железобетонный мост через Катунь, подвесной мост через Катунь — памятник истории и культуры Российской Федерации
  • 706 км — оленные камни
  • 708 км — мост через Катунь, указатель «Инегень 12»
  • 710 км — бом Бичикту-Кая
  • 712 км — место слияния Чуи с Катунью, беседка

Описание

Сделав у подножия Чике-Тамана последнюю замысловатую петлю, дорога бежит вниз по долине реки Большой Ильгумень. Вновь рядом с трактом встречаются археологические памятники: могильники Чике-Таман-2, ( 664-665 км), представляющие собой задернованные курганы, ряды балбалов и прямоугольные оградки. На 668 км справа от тракта находится родник, рядом с которым оборудована площадка для отдыха: столики, скамейки, туалет.

Купчегень

В долине реки Большой Ильгумень при впадении в нее реки Купчегень расположено село Купчегень ( 672 км), в переводе с алтайского «куп чеген» — «кадка чегеня (напитка из кислого молока)». Легенда говорит: «В один из карательных походов цинских войск в Ойротию войска спустились в урочище Кызыл Тайга. После того похода хорошо населенное урочище с обилием скота осталось безлюдным и безжизненным. Тех, кто остался жив, и весь скот угнали в Монголию. Аилы были сожжены и разрушены, и только в одном остался один куп (кадка) с чегенем (напитком из кислого молока)». С тех пор то место и называется «Куп чеген». Село Купчегень окружено горами, которые покрываются таким густым, почти сплошным ковром цветущего маральника, что кажется, — цветет каждый камень. Во время цветения маральника вся гора покрыта розовым цветом.

Официально село основано в 1849 году. Первыми поселились в Купчегене в 1883 году четыре семьи Куликовых, переехавших сюда из Алтайской волости. Этот населенный пункт стал называться заимкой Куликова. Рядом располагались хлебные поля и пасека. Посевы орошались при помощи древних арыков. На 1 января 2005 году в селе проживали 642 чел.

В окрестностях села находятся археологические памятники: могильник Купчегень-1 (слева от тракта на  675 км) и могильник Большой Кожоолю (по обе стороны от тракта на  677 км). Близ села Купчегень была найдена редкая в археологии находка — вырезанная из рога пластина с рунической надписью, так называемая костяная пластина из села Купчегень. Судя по ее форме и размещению на ней отверстия и зубцов, — это предмет обыденной сельской жизни, пластина служила приспособлением для скручивания из кожаных полос витых круглых ремней. Среди многих десятков древних текстов, среди сотен рунических надписей всей азиатской степи именно эта надпись является единственной, посвященной божеству. Надпись выполнена орхонскими руническими знаками 1200 лет назад, во второй трети VIII веке, ныне реликвия хранится в НМРА им. А.В. Анохина в Горно-Алтайске.

Долина Катуни

Ильгуменский порог

Через 7 км от села в местечке Кор-Кечу тракт снова после многих километров спускается в долину реки Катуни. На  680 км — поворот налево, к слиянию рек Большой Ильгумень и Катуни, на тракте стоит указатель «Кордон Кор-Кечу». Недалеко от кемпинга - порог Ильгуменский, находящийся при впадении реки Большой Ильгумень в Катунь. На этом пороге ежегодно в конце августа — начале сентября проходят соревнования по рафтингу «Кубок Катуни — Ак-Талай-Маргаан». На месте слияния, с обеих сторон р. Большой Ильгумень, расположена база отдыха Онгудайского лесхоза «Кур-Кечу», которая состоит из нескольких домиков, есть баня. К услугам: проживание в летних домиках и теплом доме, баня, автостоянка, места под палатки. На другую сторону реки переброшен мостик. Рядом с базой на левом берегу р. Большой Ильгумень в нижней части скал есть немногочисленные петроглифы.

Археологический комплекс Кор-Кечу расположен на террасе левого берега реки Катунь выше устья реки Большой Ильгумень, к юго-востоку от села Купчегень, по обе стороны от тракта. В комплекс входят стелы, изваяния, прямоугольные оградки и круглые поминальные сооружения. В центральной части долины расположен большой курган в диаметре 40 м. С дороги хорошо видно каменное изваяние, которое также входит в состав комплекса. Это каменный столб, несомненно древнего происхождения, а «лицо» изваяния было сделано совсем недавно местным умельцем. Большое количество интереснейших памятников археологии имеется в этом районе на противоположном — правом берегу реки Катунь: урочище Сальдьяр, Каракорум.

От реки Большой Ильгумень до устья реки Чуя и далее обращают на себя внимание хорошо выраженные высокие речные террасы.

Катунские речные террасы — это классические надпойменные террасы, отражающие многостадийную эволюцию речной системы Горного Алтая и историю развития рельефа в целом. Несмотря на широкую известность и многолетнюю историю их изучения, до сих пор нет единственной точки зрения об их составе и строении. Ученые выделяют до 16 надпойменных террас, каждая из которых знаменует определенный неотектонический этап и климатические изменения. С развитием метода радиоуглеродного датирования получена новая информация, указывающая на однородность и катастрофически быстрое заполнение долины Катуни отложениями песка, гравия, галечников в ручьях и речках, стекающих с тающих ледников. Возникновение террас связано с деградацией последнего оледенения гор Алтая, прорывом ледниково-подпрудных праозер Чуйской и Курайской межгорных впадин.

Урочище Кор-Кечу знаменито тем, что здесь еще с незапамятных времен существовала переправа на правый берег Катуни, так как впереди вставали неприступные бомы.

На  684 км Чуйский тракт выходит к первому бому Кор-Кечу. С этого места начинается сплошная полоса бомов до с. Яломан. Бом Кор-Кечу — один из интереснейших бомов тракта. На  687 км можно увидеть песочные пирамиды, где скалы и песчаные утесы нависают прямо над головой.

На  691 км находится мост через реку Большой Яломан, левее которого река впадает в Катунь. Слияние этих рек — популярное место начала сплавов по средней Катуни, хорошее место для туристической стоянки. Турстоянка действует в летний сезон. Для отдыха есть удобная стоянка и выше моста через реку Большой Яломан, в березовом лесу.

На  693 км направо уходит дорога в село Большой Яломан, расстояние до которого от тракта 12 км. Официальной датой основания села считается 1626 год. Но с глубокой древности здесь жили кочевые племена. Они занимались земледелием, разводили скот. В том месте находился сторожевой пункт на дороге к Яломанскому городищу. Позднее над долиной пронеслась эпидемия кори — болезни, неизвестной в тех местах. Больше половины жителей скончалось. Местные жители решили покинуть тот край и в устье долины повязали на дерево красную ленточку — кайра в знак тревоги и опасности и сказали: «Жестокий, суровый Алтай — пусть будет Красная Ялома». Со временем страшная трагедия забылась, люди стали понемногу заселять прежние места. Изменилось и название местности. Село стало называться Большим Яломаном.

На  693 км на левом берегу Катуни, на мысе, чуть выше устья реки Большой Яломан, археологами обнаружено древнее городище, курганы, петроглифы. Яломанское городище является уникальным археологическим памятником, свидетельствующем о городской цивилизации средневековых алтайцев. С двух сторон город-крепость был защищен крутыми обрывами Большого Яломана и Катуни, а с третьей, напольной, стороны - специально возведенным валом сложной конструкции и глубоким рвом шириной около 6 м. Археологи предполагают, что на северо-западной кромке мыса стена крепости представляла собой систему бревенчатых секций в виде срубов, заполненных внутри булыжником, щебнем и землей. Бревенчатые секции, видимо, местами сочетались с каменными связующими кладками. В город вело двое ворот, защищенных башнями. На территории городища сохранились цоколи зданий. Их системное расположение предполагает наличие планового строительства уже в те далекие времена. Дома скорее всего были деревянными. Яломанское городище датируется VIII—XI веках. Археологи еще не знают, в каком году возник и как долго просуществовал город в устье Большого Яломана. Но самое главное установлено: здесь был один из средневековых городских центров алтайских тюрков.

Чуть выше Яломанского городища, справа от тракта, хорошо проглядывается колесная дорога начала XX века, которая, петляя зигзагами, ползет вверх по склону ( 692-693 км). По этому участку можно подняться пешком от современного тракта и пройти по склону горы несколько сот метров. Дорога эта, с подпорной и оградительной стенками, выполнена сухой кладкой из камней различной величины. Идя пешком по этой дороге, обходя крупные валуны, вросшие в землю, с трудом верится, что по ней можно было ехать на телеге. Так, В.Я. Шишков писал: «... с какой своею телегой по камням величиной с доброго барана...». Старая дорога выходит чуть выше бома Айры-Таш, где тракт входит в каменные ворота — узкое ущелье, в котором раньше могла пройти только одна машина.

И, наконец, показывается село Малый Яломан ( 694 км км), расположенное у самой Катуни. Перед вами открывается великолепная картина — в районе села Малый Яломан Катунь поворачивает свое русло почти на 90°. Буквально перед селом слева находится еще один участок хорошо сохранившейся старой дороги. Здесь расположены: современная автомобильная трасса, щебеночный участок с каменной подпорной стенкой 1930-х годов, участок колесной дороги начала XX в. и вьючная тропа. Это место иллюстрирует историю дороги за многие времена.

Село Малый Яломан основано в 1626 году. На 1 января 2005 г. в селе проживали 254 чел. В переводе с алтайского «jалама» — грива коня. По алтайскому обычаю путник, у которого не оказалось белой ритуальной ленты — кайра, должен повязать пучок волос с гривы своего коня. До 1957 г. село называлось Кынырар (будет звенеть, звенящая), как назывался близлежащий к селу бом. В тихую погоду в селе слышны звуки, напоминающие позвякивания стремян путника. На самом деле это дребезжащий звук ветрового потока, ударяющегося о скалы. Здесь, на склонах окрестных гор, растет арчын — можжевельник. Это культовое растение, имеющее для алтайцев большое значение. Есть в окрестностях села культовая гора местных жителей «Кайыр jалбак», что в переводе с алтайского означает "отвесная и широкая". Местные жители говорят, что во время большой опасности с вершины горы на водопой к Катуни спускается огромный синий бык. В последний раз он спускался перед Великой Отечественной войной.

Чудесный микроклимат дал возможность организовать в селе Малый Яломан в 1963 году опытный участок экспериментальной базы горного садоводства. Здесь произрастает более 20 сортов яблонь, 6 сортов слив, 5 сортов груш.

По количеству осадков это место относится к полупустынному типу климата. Насаждения приходится поливать, используется полив по бороздам, в селе есть арыки. Благоприятным фактором здесь выступает весьма умеренная степень проявления холодов. Сказывается действие феновых явлений, обилие солнечного света, способствующего формированию яркой окраски и аромата плодов, что повышает их сохранность, транспортабельность и вкусовые качества. Вдоль села в настоящее время проложен оросительный канал — сувак.

Село Малый Яломан известно по героическому переходу через неприступные Яломанские белки двух кавалерийских дивизионов под командованием И.И. Долгих, которые 10 апреля 1922 г., пройдя через снежные горные перевалы, внезапно ворвались в село Катанда и уничтожили отряд белогвардейца Кайгородова.

В окрестностях села Малый Яломан находятся археологические памятники, так, в 2 км к востоку от центра села слева от трассы расположен могильник Малый Яломан-1. В центре могильника расположен большой задернованный курган в диаметре 30 м с двумя западинами и насыпями. Вокруг этого кургана концентрируется 6 небольших курганов и несколько прямоугольных оградок. Могильник разновременной, предположительно относится к периодам раннего железа и раннего Средневековья.

На протяжении 2—3 км между селами Малый Яломан и Иня, с  701 км на левобережье высокой речной террасы реки Катуни, на каменных глыбах в местечке Чоокыр Таш — «пестрый камень», справа от трассы расположены наскальные рисунки археологического памятника — петроглифы Ини. Это десятки выбитых и гравированных изображений животных, всадников и т.д., нанесенные на темно-коричневые от загара поверхности камней. Часть глыб с рисунками разрушена и использована для нужд асфальтобетонного завода. Верным ориентиром служит березка, хорошо освоившаяся на одной из глыб. К следам водно-ледниковых катастроф, проходивших на Алтае в плейстоцене относятся и эти развалы гигантских глыб — немые свидетели того времени, перенесенные сюда мощными ледниковыми потоками.

На  703 км подъезжаем к селу Иня. Перед селом, на северо-западной ее окраине, слева от тракта расположен археологический памятник — могильник Иня-1. Представляет собой задернованные каменные курганы в диаметре от 3 до 30 м, балбалы, изваяния, стелы, а также большое количество прямоугольных оградок. Объекты предположительно относятся к раннескифской эпохе, пазырыкскому периоду и Средневековью. Чуть дальше справа от дороги — могильник Иня-2, включающий 52 задернованных кургана в диаметре от 2 до 20 м. Большинство объектов предположительно относится к пазырыкской эпохе.

Новый и Цаплинский мосты

Новый мост в Ине

Тракт переходит на правый берег Катуни к селу Иня. Чтобы проехать в село Иня, проезжаем по железобетонному мосту через реку Катунь, построенному в 1970 году по проекту В.А. Осипова Бийским мосто-поездом № 203 взамен старого уникального Цаплинского висячего моста, расположенного справа, чуть выше по течению.

В 3 км от села Иня находится село Малая Иня, расположенное на правом берегу реку Ини. Из ущелья Ини на склон террасы выходит древнейший оросительный канал, последний раз реставрированный в тридцатых годах XX века. От древней оросительной системы на террасе сохранились канавы, переходы и разводы. Именно таким образом с древности сухие, безводные террасы Катуни в районе Ини орошались и возделывались. В окрестностях села Малая Иня установлен памятник 83 бойцам-разведчикам из отряда Петра Сухова. Они погибли в бою с отрядом белогвардейцев под командованием Малкина у переправы через Катунь.

Вернемся на тракт. В 1,5 км на юго-запад от села Иня в долине Катуни на правом ее берегу ( 706 км), справа от трассы, находится известный археологический памятник — Ининские стелы. Три менгирообразные стелы являлись основой культового комплекса, функционировавшего в долине Катуни в эпоху энеолита. Тысячелетия спустя стелы были использованы в качестве ограждения древне-тюркского поминального комплекса. В 80-е годы XX века стелы были подняты с земли археологами и установлены в предполагаемом первоначальном положении. Памятник хорошо виден с трассы.

В.Я. Шишков так описывает эти древние памятники «... возле Ини есть каменная баба. Это огромная тонкая плита, больше сажени в квадрате, ловко воткнутая торчком в землю. Стоишь возле нее, маленький, и думаешь: «Как мог дикий человек умудриться ее, матушку, трехсотпудовую, притащить сюда, поднять на ребро и врыть в землю?». Но наше недоумение тут же разрешает наш проводник и рассказывает следующую легенду: «В нетеперешние времена, когда белой березы на свете не было, проезжал этим местом сильный богатырь. Ему нужно было на Чую попасть, а брода он не знал. Поехал без брода, о река глубокая до быстрая: конь чуть не захлебнулся. Однако выплыл, лишь потник, что у коня под седлом, подмочил. Надо потник высушить. Огляделся богатырь кругом - ни одного кустика: ровная степь среди гор, потник повесить для просушки не на что. Залез тогда богатырь на гору, выворотил каменище, да как хватит с горы! Как гвоздь камень вторгнулся, на сажень в землю ушел. Вот этот самый и есть. Так старики сказывают».

На  708 км справа — поворот на село Инегень. На 1 января 2005 года в селе проживали 214 чел. Село Инегень расположено в 12 км от тракта. Дорога к селу проходит по подвесному мосту через Катунь, через бом Комдош (напротив слияния рек Чуи и Катуни) и далее по левобережью реки. От села Инегень дорога проходит вдоль Катуни до села Тюнгур. Дорога пригодна для автомобиля только до села Инегень.

В пределах  709 км Чуйского тракта справа от него расположен археологический памятник, состоящий из двух цепочек курганов. Курганы задернованы, диаметры их колеблются в пределах 4—7 м. В центре более удаленной от дороги короткой цепочки находится крупный курган — до 22 м в диаметре.

Далее долина Катуни постепенно сужается, и дорога приводит к бому Бичикту-Кая, расположенному в 1,5 км от слияния рек Катуни и Чуи. Имеется информация о нахождении в этом месте наскальных рисунков и надписей, уничтоженных в связи с проведением строительных и взрывных работ на Чуйском тракте. Археологами выше бома Бичикту-Кая были обнаружены остатки древней крепости, упомянутой в известной легенде.

Выше Бичикту-Кая дорога отклоняется от Катуни и продолжает свой путь по долине реки Чуи — крупнейшего притока Катуни. На  712 км находится место слияния Чуй с Катунью. В 100 м от дороги стоит беседка в алтайском стиле. Здесь можно отдохнуть и полюбоваться величественной панорамой слияния двух рек — Катуни и Чуи. Мутная полоса воды Чуи сливается с более светлой водой Катуни, выступающей из гор. Вода Чуи сильно засорена ледниковой мутью, выносимой реками Актру и Чаган-Узун. К месту слияния можно проехать и на автомобиле, свернув направо после смотровой площадки.