перевал Чике-Таман
перевал Чике-Таман
Регион | Республика Алтай |
Район | Онгудайский район |
Дорога | Чуйский тракт |
Высота | 1 460 м |
Длина подъёма | 4 км |
Длина спуска | 4 км |
Перевал Чике-Таман находится на 659 км Чуйского тракта. Высота перевала составляет 1295 м. Спуск и подъём на перевал — горный серпантин. На вершине перевала оборудована смотровая площадка, с которой открывается Вид на долину. Из-за своей крутизны перевал кажется значительно выше, чем Семинский. Перевал является одной из древних ветвей Великого шелкового пути и служит своеобразным памятником дорожного строительства в разные эпохи.
География
Перевал расположен на 659 км Чуйского тракта в том месте, где тракт пересекает осевую часть водораздела рек Малый Ильгумень и Большой Ильгумень, левых притоков Катуни.
Климат
Среднегодовая температура воздуха составляет −5 °C, января — −17 °C, июля — +14 °C. Климат района резко континентальный, с коротким жарким летом и продолжительной холодной зимой. Среднегодовое количество осадков около 450 мм, наибольшее их количество приходится на тёплое время года. [1]
Перевал находится в зоне умеренно-континентального типа климата, годовое количество солнечной радиации на перевале составляет около 100 ккал/см². Средние температуры воздуха в январе –17 °C, в июле 14 °C, причем на склонах юго-восточной экспозиции температура воздуха как в зимнее, так и в летнее время года на 1–2 °C выше, чем на склонах северо-западной. Среднегодовое количество осадков не превышает 450 мм.
Характеристика
Подъём на перевал начинается на 655 км Чуйского тракта, на 659 км находится вершина перевала, и спуск тянется до 663 км тракта. Протяженность подъёма — 4 км, спуска — 4 км (при движении в сторону Ташанты). Высота перевала Чике-Таман, по разным источникам, составляет 1295 м [2] или 1460 м [3]. С 1996 года перевал объявлен памятником природы Республики Алтай.
Геология
Рельеф расчлененный среднегорный, преимущественно эрозионно-денудационный. Памятник охватывает крутые северо-западный и юго-восточный склоны осевой зоны водораздельного хребта. Высота местности варьируется в пределах 1150–1400 м. Участок слагают, главным образом, среднезернистые биотитовые граниты, в меньшей степени, песчаники, алевролиты и развитые по ним сланцы. Преобладающими почвами района являются горно-лесные, каштановые и горно-луговые черноземовидные почвы. [1]
Горный перевал Чике-Таман расположен в Центрально-Алтайской физико-географической провинции, на восточном отроге Теректинского хребта и является водоразделом p. Урсул и Большой Ильгумень. Через перевал проходит Чуйский тракт - главная автомагистраль Горного Алтая. Полотно Чуйского тракта проходит по срезу в отвесных гранитных массивах. Подъем протяженностью 7 км начинается вблизи села Хабаровка, Онгудайского района, спуск к с. Купчегень составляет 4 км. Высшая отметка полотна дороги 1250 м над уровнем моря. Горный перевал Чике-Таман находится в пределах Ануйско-Чуйской структурно-формационной зоны, сформировавшейся в герцинскую эпоху складчатости, сложен девонскими гранитами. Основной генетический тип морфоструктур данной территории — складчато-глыбовое среднегорье с глубоким расчленением массивно-гребневых форм, с амплитудой поднятия от 100 до 1500 м. Крутизна склонов северо-западной экспозиции меньше по сравнению со склонами юго-восточной.
Наиболее распространенными типами почв данного комплекса являются горнолесные, а также маломощные горно-каштановые и горно-луговые черноземовидные.
Биология
На территории памятника произрастает в основном лиственница, реже присутствует сосна сибирская и береза. Подлесок представлен таволгой дубравколистной, жимолостью алтайской, караганой древовид-ной, кизильником черноплодным и др. На территории памятника природы весьма разнообразен травянистый ярус, представленный разнообразными мхами, папоротниками, злаками, в том числе осочками, овсяницей, мятликом, житняком, копеечником Гмелина, чистотелом, лапчаткой и пр. Животный мир представлен обитателями как лесных, так и степных сообществ. Крупные млекопитающие на окружающей территории отсутствуют, преобладают различные полёвки, полевая мышь, пищуха алтайская, длиннохвостый суслик и др. Из пресмыкающихся обычны гадюка и несколько видов ящериц. Видовое разнообразие птиц невелико. Преобладают хищные (коршун и пустельга), овсянки, коньки, каменки, дрозды.Население насекомых разнообразно и представлено многими видами дневных бабочек, перепончатокрылых (пчелиные), жуков (жужелицы). [1]
Животный мир представлен обитателями как лесных, так и степных сообществ. С обеих сторон у подошвы перевала встречаются длиннохвостый суслик и полевая мышь.
Из птиц обычны хищные: коршуны и пустельга, которых можно увидеть с обзорной площадки перевала; распространены: каменный дрозд и три вида каменок, несколько видов овсянок, коньки, токование которых можно наблюдать в весеннее время года и другие виды воробьиных, встречающиеся по обочинам тракта. Из пресмыкающихся обычны гадюка, щитомордник и два вида ящериц — живородящая и прыткая.
На седловине Чике-Тамана стоит лиственница, на ветках которой повязаны белые тряпочки. Это так называемое шаман-дерево, которое в Горном Алтае можно встретить на перевалах, у ручьев и источников. Путники издавна повязывали ленточки в благодарность духам места и в память о тех, кто остался дома и кто ждет впереди.
Особенности растительного покрова определяются набором взаимосвязанных растительных сообществ, формирующихся под влиянием природных условий, определяемых своеобразием рельефа, климата и экспозиции склонов. В районе перевала произрастают лиственничные, моховые, кустарниковые и крупнотравные леса, где они занимают склоны теневых, реже световых экспозиций различной крутизны.
К доминирующей лиственнице незначительно примешиваются береза и кедр. Подлесок развит хорошо и образован таволгой дубравколистной с небольшим участием жимолости алтайской . В травянистом моховом ярусе преобладают зеленые мхи с папоротниками; голокучником трехраздельным, фегоптерисом связы-вающим; злаками: вейником тупоколосым, бором развесистым; мелкотравьем: кислицей, ясколкой малоцветковой . По склонам световых экспозиций развивается крупнотравье из борца Крылова, скерды сибирской, марьина корня, чины Гмелина, овсяницы красной, мятлика сибирского. Лиственничные осочковые и разнотравные леса занимают склоны южной экспозиции. Кустарниковый ярус образован караганой древовидной, таволгой дубравколистной, кизильником черноплодным. В травянистом ярусе произрастает осока большехвостая, молочай волосистый, клевер люпиновый и др. Травинистые каменистые степи (петрофитньк варианты настоящих и луговых степей) отмечаются на самых теплых местообразованиях. В редком травостое присутствуют: житняк, тонконог, остролодочник, копеечник Гмелина, эспарцет, люцерна, полынь, тимьян, горноколосник , лапчатка бесстебельная, астра альпийская и др. Каменистые осыпи, отвалы грунта от строительства дороги постепенно покрываются иван-чаем , чистотелом, полынью Гмелина, барбарисом сибирским, шиповником иглистым и др. Динамика этого процесса интересна для науки как пример восстановления естественной растительности в горных условиях.
Животный мир представлен обитателями как лесных, так и степных сообществ. Ввиду сильного антропогенного воздействия крупные млекопитающие отсутствуют. В каменных россыпях, образованных при строительстве дороги, поселяются: алтайская пищуха, реже красно-серая и красная полевки. В разреженных лесах и кустарниках вместе с лесными полевками обитают полевки, лесная и алтайская рыжая мышовки. С обеих сторон у подошвы перевала встречаются длиннохвостый суслик и полевая мышь.
Из птиц обычны хищные: коршуны и пустельга, которых можно увидеть с обзорной площадки перевала; распространены: каменный дрозд и три вида каменок, несколько видов овсянок, коньки , токование которых можно наблюдать в весеннее время года и другие виды воробьиных, встречающиеся по обочинам тракта. Из пресмыкающихся обычны гадюка, щитомордник и два вида ящериц — живородящая и прыткая.
Из насекомых привлекают внимание разнообразные дневные бабочки, среди них особенно крупные перламутровки) из семейства нимфалид; сатир дриада, парусники. Последние встречаются вблизи осыпей на остепненных склонах. Среди голубянок обычны: лучеголубянка дамон, a также голубяики. Изредка можно встретить экзотичных: асколафа — и муравьиного льва.
Туризм
Сейчас на самой верхней точке Чике-Таманского перевала оборудована большая смотровая площадка. Со смотровой площадки метрах в двухстах видна вся дорога, верхняя и нижняя ее части, идущие зигзагами, узкой крутой щелью. Рядом растут деревья, все веточки которых повязаны разными ленточками. Слева от тракта есть еле заметная лестница, поднявшись по которой, можно осмотреть виднеющиеся вдали громады горных хребтов и массивов. Когда-то на самой вершине перевала стоял крест, водруженный проезжавшим здесь архиереем.
Со смотровой площадки на вершине перевала открывается очень красивый вид на громады горных хребтов и массивов. Туристы не мало удивлены разницей между существующей дорогой и той, которая здесь была до революции. Прямо с седла перевала по северному склону метрах в двухстах видна вся дорога, верхняя и нижняя ее часть, идущая зигзагами узкой крутой щелью.
На самой вершине перевала стоит крест, водруженный проезжавшим здесь архиереем, а напротив его, по другую сторону дороги стоит лиственница, на ветках которой повязаны белые тряпочки. Это так называемое шаман-дерево, которое в Горном Алтае можно встретить на перевалах, у ручьев и источников. Путники издавна повязывали ленточки в благодарность духам места и в память о тех, кто остался дома и кто ждет впереди. Здесь же произрастает эдельвейс. Цветы его напоминают белые пушистые звездочки. Правда здесь они не особенно крупные и уступают эдельвейсу в высокогорной зоне.
История
Чике Таман — это особая история. Вокруг него в свое время велось множество споров. Да и само название люди произносят по-разному. Довольно часто можно встретить написание Чике-Аман, что в переводе «Здравствуй, гора». Но правильное название Чике-Таман — «Прямая подошва».
Существующая сегодня дорога проходит не там, где был старый Чуйский тракт. С многих открытых точек этот путь, ставший почти тропинкой, виден до сих пор. Жуткая это была дорога. Так, с нового тракта можно ясно увидеть в распадке извилистый след дороги начала XX века, поросшей растительностью. Угол и кривизна поворотов и градус подъема не оставляют сомнений, что это не автомобильная дорога, а конно-тележная тропа. Для того чтобы увидеть разницу между существующей дорогой и той, которая здесь была до революции, нужно совершить получасовую экскурсию вниз по старой дороге, которую еще описывал В.Я. Шишков в начале XX века: «Чике-Таман. Прежде всего, изречение, нацарапанное на придорожном столбе, на самой вершине перевала, рукою отчаявшегося ямщика: «Это не Чике-Таман, а Черт-Атаман, сорок восемь грехов». В этом все сказано, вылита вся желчь наругавшегося донельзя человека, замучившего себя и загубившего здесь, может быть, не одну лошадь. Чике-Таман - огромный горный кряж, преградивший путь в долину Улегема, куда выходит тракт. Вы подъезжаете вплотную К горе, выходите из повозки и пешком поднимаетесь по бесконечным извилинам тракта. А лошади тем временем надрываются над вашим экипажем. Вы поднялись на ста шестьдесят сажен и на столько же должны спуститься. А горизонтальное расстояние между двумя крайними точками подъема и спуска - всего одна верста. Все эти отдельные зигзаги тракта коротки и узки, радиусы закруглений малы, уклоны велики. Телега в закруглениях иногда не может повернуться: колеса висят над ничем не огражденной пропастью. Еще один неловкий шаг лошади, и она вместе с возом сорвется вниз». Перевал имел тогда 34 крутых и опасных поворота при подъеме.
Из некоторых источников выясняется, что дорога здесь существовала с незапамятных времен. Когда через Улегемский хребет прокладывали колесную дорогу, то на перевале Чике-Таман открылся участок древней дороги, в свое время хорошо расчищенной и разработанной. Такая же дорога вела в древности к китайскому перевалу. Местные жители до сих пор показывают еле видные следы древней дороги. Дорога была высечена в скале и шла на подъем зигзагами. Повороты ее были не круты, а подъемы пологи. Эту, впоследствии засоренную камнями и заросшую деревьями дорогу, местное население считает китайской дорогой. Строительство этой дороги относят к X-XII вв.
Через перевал было проложено несколько путей. Так, исследователь С.П. Швецов в 1898 году пишет: «Раньше существовало три дороги, ведущие через этот перевал: на гору Чике-Таман, Ириндуой и на Черноречинскую дорогу». О последней дороге М.А. Брещинский - горный инженер, проводивший изыскательские работы на Чуйском тракте в начале 80-х годов XIX веке, говорил, «что она для приспособления к передвижению экипажей не пригодна. Что же касается двух других, то ими пользуются караваны одинаково, когда лошади устали только, то их направляют на более низкий, но скалистый Чике-Таман; если же у лошади сбиты копыта, то на более высокий, но с мягким грунтом Ириндуой». После долгих проблем вокруг строительства колесного пути от Онгудая до Кош-Агача лишь в середине 1903 году на этом участке было завершено строительство, включая и перевал Чике-Таман. Позже большие ремонтные и изыскательские работы на Чике-Таманском перевале были проведены в 1924-1925 гг., что дало возможность совершить в 1925 году впервые по Чуйскому тракту семь рейсов автомобилями до селе Кош-Агач и обратно. В силу малого угла разворота автомашинам на поворотах приходилось по нескольку раз делать маневры, чтобы проехать. На перевале Чике-Таман при подъеме необходимо было преодолеть 24 зигзага, а при спуске — 23 зигзага. Еще в 1925 году здесь проводились изыскания по определению наилучшего перехода через перевал. Было предложено пять вариантов, но после их проработки оказалось, что наиболее экономичным оставался старый тракт. Правда, перестроить существующий вариант вьючной дороги из-за малых радиусов разворотов и большой крутизны подъемов не представлялось возможным. Чтобы пробить дорогу с минимальным радиусом разворота, требовались большие взрывные работы.
Преимущество старого тракта состояло в том, что это было самое низкое место перевала, покрытое густой сетью пешеходных, вьючных и колесных дорог. В течение 1926 году были произведены дополнительные изыскания с учетом предложений, выдвинутых в свое время экспедицией В.Я. Шишкова. В 1927 году была закончена прокладка тракта по новой трассе на Чике-Таманском перевале, работы на которой продолжались и в последующие годы. Этот вариант дороги со щебеночным покрытием сохранился до наших дней и использовался буквально до начала 80-х годов XX в. По ней еще можно проехать в настоящее время, но нужно быть предельно внимательным — дорога зарастает и в некоторых местах разрушается. Там, где деревья расступаются, открывается панорама — дорога кружит по живописным склонам, образуя виражи и петли. Самая длинная из них прозвана в народе «тещиным языком», наблюдать этот изгиб дороги можно сверху с современного полотна Чуйского тракта.
Работы по прокладке современной дороги через горный хребет поистине колоссальны. Строителям пришлось переместить более полутора миллионов тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и подсыпать дорогу. Новая дорога была пущена в строй в 1984 г. Кстати, было несколько обходных предложений. Рассматривался даже проект тоннеля, но из-за отсутствия специализированной техники, близлежащих источников тепла и света эта идея была отложена. До сих пор на перевале продолжаются работы по его усовершенствованию.
Источники
- [1]Перевал Чике-Таман, Памятники природы — Экологический портал Республики Алтай
- [2]Топографическая карта «Атлас Республики Алтай, 2008»
- [3]Т. А. Акимова, Т. И. Злобина, О. Е. Полунина. Достопримечательности Горного Алтая. — Барнаул: Пять плюс, 2008. — С. 144−147. — 232 с. — ISBN 978-5-9900731-8-0.