село Онгудай

село Онгудай

N 50°44'59" E 86°08'02"
РегионРеспублика Алтай
РайонОнгудайский район
Статуссело
Население5 586 чел. (2016 год)
Год основания1626 год
Высота над уровнем моря860 м
Почтовый индекс649 440
Телефонный код(+7) 38845

Село Онгудай — районный центр Онгудайского района, находится на Чуйском тракте. Село расположено в долине реки Урсул на высоте 860 м над уровнем моря. Это живописное место с давних времен служило стоянкой южных алтайцев, о чем свидетельствует богатство археологических памятников в окрестностях села. Онгудай считается географическим центром Горного Алтая — он стоит на половине пути от Бийска до Ташанты.

Панорама села Онгудай и реку Урсул

Название села официально трактуется как «правая сторона», или «десять богов». Однако, существует несколько версий названия села. В период образования села жилища местного населения находились на правой стороне реки Урсул. Это подтверждают записи известного этнографа Сибири Г.Н. Потанина, которые сделаны в 1858 году. В его труде «Очерки северо-западной Монголии». Во время экспедиции по Алтаю он пишет: «На правой стороне Урсула стоит 4 аила и одна избушка. Село называется Ангодаем». Слово «он» — обозначает правую сторону какого-либо объекта, но в данном случае указывает на расположение населенного пункта. С прибавлением суффикса «дой» получается современное название села — Онгудай. Конгодой — ойротско-джунгарское происхождение, собственное имя джунгарского хана. Это название уходит корнями в глубь истории XVII—XVIII веках, когда территория Алтая входила тогда в состав джунгарского государства. По легенде, в этом урочище жил богатый человек по имени Конд. При буквальном переводе на русский язык «Онгудай» — обозначает «десять богов».

История

Село Онгудай основано в 1626 году. Русские крестьяне впервые стали селиться на этом месте в начале шестидесятых годов XIX веке. Дальнейшее свое развитие Онгудай получает в шестидесятые годы, когда здесь обосновал свою заимку П. Китрианов, занимавшийся торговлей. Затем поселился крещёный алтаец А.С. Хабаров, который в 1857 году построил здесь молитвенный дом. Какорин, также занимавшийся торговлей, построил миссионерский дом. Постепенно сюда из сел Мыюта, Шебалино и Улала съезжаются крещеные алтайцы. В 1861 году в Онгудае была открыта церковно-приходская школа и село посетил губернатор Томской губернии Супруненко, занимавшийся вопросом возможности заселения Горного Алтая. Онгудай был включен в число 26 сёл, намеченных для поселения переселенцев. В то время, кроме Онгудая, по Чуйскому тракту для поселения крестьян из внутренних областей России были намечены: Топучая, Туекта, Хабаровка Купчегень, Усть-Иня, Иодро, Чибит, Курай, Айгулак и Кош-Агач. С 1879 года в Онгудай стали прибывать новые переселенцы. Тогда всё население Онгудая составляли 522 человека, из них 268 русских — крестьян, ямщиков, торговцев, рабочих двух мельниц и кожевни. Алтайская часть населения занималась в основном извозом, охотой и заготовкой орехов.

Побывавший здесь в 1905 году В.В. Сапожников описывал село так: «Жизнь в Онгудае очень дорога. Устройство колесного пути по Чуйскому тракту, проведение телеграфа, транспортирование кладей (в Онгудае есть транспортная контора Вавинского), проезжающие купцы и путешественники приучили местных жителей».

Михаил Васильевич Чевалков

С Онгудаем связана судьба М.В. Чевалкова — выдающегося алтайского деятеля. Жизнь Михаила Васильевича Чевалкова более 70 лет была связана с Алтайской духовной миссией. Родился М.В. Чевалков в 1817 г. в Улале. Здесь он самостоятельно выучился грамоте, освоил русский язык. В 1844 г. Чевал-кова зачислили в штат миссии на должность толмача (переводчика), в каковой он состоял 25 лет. Миссия, приучая алтайцев к оседлости, организовала изучение ремесел, и Михаил Чевалков охотно овладевал кузнечным, плотничным, столярным, кожевенным мастерством. Он был знатоком Алтая, его языка, народного творчества, обычаев и нравов народа. Он был переводчиком, проводником и сотрудником в путешествиях по Алтаю таких ученых, как будущий академик-тюрколог В.В. Радлов, исследователи Азии Г.Н. Потанин и Н.М. Ядринцев, сибирский фольклорист Н. Ананьин. Под влиянием В.В. Радлова Михаил Чевалков написал воспоминания — «Житие Чевалкова». В 1894 г. они были напечатаны в Томске в переводе архимандрита Макария (Невского) как «Памятное завещание», которое исследователи истории алтайской литературы не без основания считают первым литературным произведением на алтайском языке. Но поскольку в воспоминаниях рассказывается о пути иноверца в христианство, о духовном подвиге священнослужителей, миссионеров, создан образ и образец миссионера в лице преподобного Макария, можно добавить, что «Памятное завещание» — это и первое автобиографическое произведение на Алтае. В эти же годы Михаил Чевалков переводит на алтайский язык тексты из Священного Писания, басни И.А. Крылова, продолжает сбор фольклора. В содружестве с В.И. Вербицким он опубликовал шесть сказаний, 29 прозаических преданий, 29 песен, более сотни пословиц и загадок.

В 1870 г. свершилось событие, которое стало знаменательной вехой в истории миссии и алтайского народа. Епископом Томским и Семипалатинским Платоном рукоположен в сан диакона первый алтаец — Михаил Чевалков. Он стал первым священнослужителем из местных инородцев.

Через семь лет Михаил Чевалков был возведен в сан священника и назначен миссионером в одно из самых отдаленных мест — Чулышманское отделение миссии, где прослужил 12 лет. В 1889 г. в возрасте 72 лет протоиерей Михаил был освобожден от миссионерской должности и уволен «за штат» миссии. Поселился он в центре Урсульского отделения в Онгудае, где и прожил последние годы. Михаил Чевалков умер 23 августа 1901 г., похоронен близ алтаря местной церкви.

Важнейшей частью своей жизненной миссии он считал просвещение своего народа, в том числе и духовнонравственное воспитание через письменное слово. Тексты молитв, переведенных Чевалковым на алтайский язык, которыми и сейчас пользуются верующие Алтая, по молитвенному воздействию на народ, по духовной глубине понятий, заключенных в словах, являются знаком особого Божия избранничества, которого был удостоен отец Михаил Чевалков по своей вере за свой подвижнический труд. Прихожане Свято-Троицкого храма селе Онгудай, на территории которого несколько лет назад восстановлена могила протоиерея Михаила Чевалкова, особенно чувствуют его благословение во всем. Известны случаи, когда молитвенное обращение к отцу Михаилу давало облегчение в житейских невзгодах, помощь в делах. Бережно сохраняется и чтится память отца Михаила в с. Онгудай. Прежде чем войти в храм, люди обычно подходят к кресту на его могиле, молятся, там часто служатся панихиды и литии.