Кырлыкский перевал
Кырлыкский перевал
Регион | Республика Алтай |
Район | Усть-Канский и Усть-Коксинский районы |
Дорога | Туекта — Тюнгур |
Высота | 1 478 м |
Пересекает | Теректинский хребет |
Длина подъёма | 3 км |
Длина спуска | 2 км |
Кырлы́кский перевал расположен на дороге Туекта — Тюнгур между сёлами Кырлык и Сугаш. Высота перевала составляет 1478 м над уровнем моря. Длина подъёма со стороны Усть-Кана — 3, спуска в сторону Усть-Коксы — 2 км. На спуске с перевала имеется одна петля серпантина. По перевалу проходит граница Усть-Канского и Усть-Коксинского районов.
Постепенный набор высоты начинается в 9 км от села Кырлык, чуть ниже впадения в речку Кырлык Тулайты и Верхней Шиверты, с высоты 1195 м. В этом месте в прошлом располагалась ямская станция. На протяжении 9,7 км происходит медленный набор высоты на 283 м. Спуск с перевала в направлении Сугаша имеет протяженность 8,2 км, также до высоты 1195 м. До 2013 года на спуске, перед мостом через ручей Еланда, располагался пост пограничного контроля на въезде в пограничную зону, сейчас он полностью разобран.
История
Швецов Сергей Порфирьевич в 1897 году писал:
От Катанды до Абая проложен прекрасный колёсный путь, сначала долиной Катуни, а затем Коксы и Абая, откуда он направляется в долину Кырлыка – притока Чарыша и в долину этого последнего…
В 1904 год англичанин С. Тернер, проезжавший через Кырлык, писал:
Тяжело было забираться на перевал, но дорога вниз была нисколько не легче по той причине, что снег еще не растаял. Дрожки постоянно скользили вниз, и нам было необходимо свешиваться то на одну, то на другую сторону, чтобы не перевернуться.
Сапожников Василий Васильевич в книге «Пути по Русскому Алтаю» писал:
…Переезд от Кырлыка до Абая… начинается перевалом из системы Чарыша в систему Коксу. Постепенный подъем в сыром лесу тянется километров 8,5, по обе стороны от дороги на лесных полянах поднимается и высокая сочная прерия из огоньков, пионов, водосбора, аконита, зонтичных и др. К самому перелому подъем круче; но высота перевала едва достигает 1500 метр. над ур. моря. С него на юге открывается далекий вид на гряду гор, протянувшееся южнее р. Коксу, а ближе на долину Абая.
Спуск с перевала довольно крут (лучше тормозить); он идет по лесистому склону речкой Койтын. Скоро дорога выходит в более открытую местность по левому притоку Абая — Шугашу, (на котором недавно возник главный посёлок) с поселком Шугаш в 16 километров от Кырлыка.
Следует заметить, что Кырлыкский перевал в то время проходил чуть западнее от нынешнего.
В 1934 году Кырлыкский перевал был самым плохим местом дороги из Усть-Кана в Усть-Коксу. Совхозные автомашины часто выходили из строя из-за бездорожья. Верховая тропа была проложена среди больших камней, отвесных скал, крутых подъемов и спусков. В 1935 году за несколько месяцев бригадами колхозников Усть-Коксинского аймака и рабочих усть-коксинского маслосовхоза были построены 2,5 км широкой шоссейной дороги. [1]
В 2013 году тракт была проведена реконструкция перевала. Сегодня это удобный и безопасный перевал.