Кырлыкский перевал

Кырлыкский перевал

N 50°39'31" E 84°59'16"
© CSR

Старый перевал. Вид в сторону Усть-Кана. Дорога заросла травой

РегионРеспублика Алтай
РайонУсть-Канский и Усть-Коксинский районы
ДорогаТуекта — Тюнгур
Высота1 478 м
ПересекаетТеректинский хребет
Длина подъёма3 км
Длина спуска2 км

Кырлы́кский перевал расположен на дороге Туекта — Тюнгур между сёлами Кырлык и Сугаш. Высота перевала составляет 1478 м над уровнем моря. Длина подъёма со стороны Усть-Кана — 3, спуска в сторону Усть-Коксы — 2 км. На спуске с перевала имеется одна петля серпантина. По перевалу проходит граница Усть-Канского и Усть-Коксинского районов.

Постепенный набор высоты начинается в 9 км от села Кырлык, чуть ниже впадения в речку Кырлык Тулайты и Верхней Шиверты, с высоты 1195 м. В этом месте в прошлом располагалась ямская станция. На протяжении 9,7 км происходит медленный набор высоты на 283 м. Спуск с перевала в направлении Сугаша имеет протяженность 8,2 км, также до высоты 1195 м. До 2013 года на спуске, перед мостом через ручей Еланда, располагался пост пограничного контроля на въезде в пограничную зону, сейчас он полностью разобран.

История

Швецов Сергей Порфирьевич в 1897 году писал:

От Катанды до Абая проложен прекрасный колёсный путь, сначала долиной Катуни, а затем Коксы и Абая, откуда он направляется в долину Кырлыка – притока Чарыша и в долину этого последнего…

В 1904 год англичанин С. Тернер, проезжавший через Кырлык, писал:

Тяжело было забираться на перевал, но дорога вниз была нисколько не легче по той причине, что снег еще не растаял. Дрожки постоянно скользили вниз, и нам было необходимо свешиваться то на одну, то на другую сторону, чтобы не перевернуться.

Сапожников Василий Васильевич в книге «Пути по Русскому Алтаю» писал:

…Переезд от Кырлыка до Абая… начинается перевалом из системы Чарыша в систему Коксу. Постепенный подъем в сыром лесу тянется километров 8,5, по обе стороны от дороги на лесных полянах поднимается и высокая сочная прерия из огоньков, пионов, водосбора, аконита, зонтичных и др. К самому перелому подъем круче; но высота перевала едва достигает 1500 метр. над ур. моря. С него на юге открывается далекий вид на гряду гор, протянувшееся южнее р. Коксу, а ближе на долину Абая.

Спуск с перевала довольно крут (лучше тормозить); он идет по лесистому склону речкой Койтын. Скоро дорога выходит в более открытую местность по левому притоку Абая — Шугашу, (на котором недавно возник главный посёлок) с поселком Шугаш в 16 километров от Кырлыка.

Следует заметить, что Кырлыкский перевал в то время проходил чуть западнее от нынешнего.

В 1934 году Кырлыкский перевал был самым плохим местом дороги из Усть-Кана в Усть-Коксу. Совхозные автомашины часто выходили из строя из-за бездорожья. Верховая тропа была проложена среди больших камней, отвесных скал, крутых подъемов и спусков. В 1935 году за несколько месяцев бригадами колхозников Усть-Коксинского аймака и рабочих усть-коксинского маслосовхоза были построены 2,5 км широкой шоссейной дороги. [1]

В 2013 году тракт была проведена реконструкция перевала. Сегодня это удобный и безопасный перевал.

Источники

  1. [1]Кырлыкский перевал — Алтай Туристический

Сайт создан исключительно в образовательных целях. По всем вопросам с администрацией сайта можно связаться по электронной почте admin@dcsr.ru. Вход для редактора.