Чуйский тракт
Чуйский тракт
Р256
Регионы | Новосибирская область, Алтайский край, Республика Алтай |
Статус | федеральная |
Годы строительства | 1914 – 1935 год |
Длина | 962 км |
Начало | Новосибирск |
Через | Барнаул, Бийск |
Конец | Ташанта, граница с Монголией |
Покрытие | асфальтобетон |
Администрация | ФКУ Упрдор «Алтай» |
Федеральная трасса Р-256 «Чуйский тракт» (ранее — М-52) «Новосибирск — Ташанта» соединяет между собой города Новосибирск, Бердск, Барнаул, Бийск и Горно-Алтайск с Монгольской границей. Проходит по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай. Протяжённость тракта — около 968 километров. Исторический Чуйский тракт является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяжённостью около 630 км.
- Чуйский тракт/0—217
- Чуйский тракт/217—354
- Чуйский тракт/354—438
- Чуйский тракт/438—496
- Чуйский тракт/496—583
- Чуйский тракт/583—659
- Чуйский тракт/659—712
- Чуйский тракт/712—788
- Чуйский тракт/788—956
География
Рельеф
По характеру окружающего рельефа Чуйский тракт можно разделить на два участка — равнинный и горный. От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби и пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Между Бийском и Горно-Алтайском проходит тектоническому уступ, разграничивающий степную часть Алтая и горами Алтая (гора Бабырган, 1008 м — самая высокая точка этого уступа), который и разделяет равнинную и горную части Чуйского тракта. Затем дорога пересекает Чергинский хребет, Семинский хребет и другие хребты Алтая, которые достигают 1900—2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500—1900 м).
Климат
Из-за большой протяжённости Чуйского тракта с севера на юг, климатические условия по протяжению дороги не постоянны. Также на климатические различия оказывает влияние рельеф, в частности горная система Алтая. Предгорная и горная часть до Семинского перевала характеризуются менее суровым климатом — средняя температура января от −13 °С до −17 °С, июля от +16 °С до +19 °С. В этой зоне выпадает значительное количество осадков (до 550 – 750 мм). В тоже время, горная зона Семинского перевала отличается резкими колебаниями температуры и имеет более суровый климат. А участок дороги за перевалом до села Акташ в значительной степени засушливый — осадки выпадают в основном в летние месяцы. Далее тракт проходит район высокогорного плоскогорья с засушливым, резко-континентальным климатом. Курайская и Чуйская степи отличаются большой годовой амплитудой температур, до +30 °С летом и −40 °С зимой.