Чуйский тракт/0—217

Чуйский тракт

 ← 0—217217—354

Чуйский тракт: Новосибирск (0 км) — Новоалтайск, Барнаул (212 км). Первый участок федеральной трассы Р-256 «Чуйский тракт» идёт от города Новосибирска до поворота на Барнаул за Новоалтайском. Первая половина маршрута проходит по Новосибирской области, вторая, примерно равная первой, — по Алтайскому краю.

Километраж

  • 0 км — площадь Ленина и Академический театр оперы и балета в Носибирске
  • 1 км — развязка с Ипподромской улицей и строящимся Центральным мостом через Обь
  • 10 км — мост через реку Иня
  • 24 км — повороты в Академгородок и на ГЭС со стороны Новосибирска
  • 25 км — поворот на ГЭС со стороны Бердска
  • 28 км — поворот в Академгородок со стороны Бердска
  • 30 км — граница Новосибирска и Бердска
  • 32 км — посёлок Речкуновка
  • 33 км — Бердский залив (река Бердь)
  • 35 км — город Бердск
  • 51 км — поворот в Искитим (со стороны Новосибирска)
  • 55 км — город Искитим
  • 58 км — река Койниха
  • 69 км — станция Евсино
  • 75 км — поворот в рабочий посёлок Линёво
  • 80 км — деревня Евсино
  • 103 км — поворот в Черепаново (налево — 2 км) и Сузун (направо — 84 км)
  • 118 км — посёлок Безменово
  • 135 км — граница Новосибирской области и Алтайского края; придорожный комплекс «Грань Алтая»
  • 141 км — памятник природы «Чёртово озеро»
  • 151 км — посёлок городского типа Тальменка
  • 153 км — развязка со съездом в Тальменку
  • 154 км — мост через Чумыш
  • 157 км — село Наумово
  • 162 км — развязка на Залесово и Кемерово
  • 163 км — посёлок Среднесибирский
  • 172 км — река Кашкарагаиха
  • 173 км — развязка на станцию Озёрки
  • 178 км — поворот в село Озерки
  • 183 км — посёлок Сибирский
  • 191 км — река Повалиха; посёлок Казачий
  • 194 км — поворот в село Боровиха
  • 197 км — село Зудилово
  • 198 км — река Большая Черемшанка
  • 201 км — Белоярск
  • 202 км — река Малая Черемшанка; развязка на Заринский тракт
  • 203 км — Токарёво
  • 207 км — развязка на Новоалтайск
  • 208 км — поворот в Бажево; река Чесноковка
  • 209 км — Берёзовка, Солнечное и Новый
  • 212 км — развязка на Барнаул (прямо); АЗС «Evo»

Описание

Нулевой километр Чуйского тракта находится на площади Ленина перед Академическим театром оперы и балета в центре Новосибирска. Таким образом свои первые два километра Чуйский тракт идёт по Красному проспекту до двухуровневой развязки с Ипподромской улицей и строящимся Центральным мостом через Обь. В этом месте на набережной находится парк «Городское начало». Следующие 8 км тракта идут по Большевистской улице до моста через реку Иня. Сразу после моста начинается Бердское шоссе, проходящее через посёлки Матвеевка, Нижняя Ельцовка, Кирова и Геологов, находящиеся в городской черте Новосибирска. На  24 км находятся повороты в Академгородок (налево) и на Новосибирскую ГЭС (направо). В Академгородке находится Новосибирский государственный университет (НГУ) и множество научных институтов Сибирского отделения РАН. После Академгородка, расположенного слева от Бердского шоссе за небольшим лесом, направо открывается вид на Новосибирское водохранилище, также называемое «Обским морем», созданное при постройке Новосибирской ГЭС.

На  30 км мы территориально покидаем Новосибирск и въезжаем в город Бердск, о чём водителей извещают дорожные знаки. Через 2,5 км — посёлок Речкуновка, рядом с которым на берегу Бердского залива расположены несколько санаториев, пансионатов и детских оздоровительных лагерей. После выезда из посёлка дорога поднимает на искусственную насыпь, отделяющую Бердский залив от основной части Обского моря. Это место особенно популярно у любителей подлёдного лова. В средней части насыпи для пропуска вод реки Бердь имеется разрыв, через который перекинут мост. Бердский залив — это затопленная при заполнении Новосибирского водохранилища долина реки Бердь.

Сразу после спуска с насыпи мы въезжаем уже непосредственно в городскую застройку Бердска. На то место, где город находится сейчас, город был перенесён в 1953 – 1957 году при постройке Новосибирской ГЭС — раньше он находился несколько ниже рядом со впадением реки Бердь в Обь на месте, которое было затоплено при заполнении водохранилища. В Бердске Чуйский тракт вначале идёт по Вокзальной, а потом — по Барнаульской улице.

После Бердска дорога идёт по полям, рассеченным балками — долинами левых притоков реки Бердь. В нескольких местах слева, над крышами дачных посёлков, можно увидеть водную гладь Бердского залива, отделённую от горизонта полоской леса. На  51 км расположен поворот в город Искитим, а ещё через 5 км слева от тракта начинается сама жилая застройка Южного микрорайона Искитима. Искитим был основан в 1717 году, а в 1938 году стал городом. В настоящий момент население составляет около 60 тыс. человек.

На  69 км начинается населённый пункт «Станция Евсино», построенный в 1913 году для работников только что построенной железной дороги. Необходимо отличать этот достаточно крупный населённый пункт (почти 5 тыс. человек) с многоэтажной застройкой от маленькой деревни Евсино (всего 600 человек), расположенной через 11 км. В Евсино на правой стороне дороги имеется стоянка для грузовых автомобилей с шиномонтажом, автомойкой и закусочной «Золотой телёнок».

На  103 км находится развилка: налево уходит дорого в районный центр город Черепаново, до которого всего 2 км, направо — в рабочий посёлок Сузун, до которого — 84 км. Черепаново возникло как посёлок при заимках переселенцев около станции Черепаново, открытой в 1915 году. Сейчас население города достигает 20 тыс. человек. В свою очередь, Сузун был основан намного раньше — в 1764 году по именному указу Сенату Екатерины II в связи с необходимостью чеканить монеты в Сибири. Уже в 1964 году на Нижне-Сузунском медеплавильном заводе началась выплавка меди, а в 1766 году при заводе был открыт Сузунский монетный двор, который работал до 1847 года.

На  135 км проходит граница Новосибирской области и Алтайского края, что обозначено стелой «Алтайский край». Сразу после с правой стороны дороги находится комплекс придорожного сервиса «Грань Алтая», где имеется АЗС, гостиница и кафе. Здесь же начинается участок новой четырёхполосной дороги с разделительным барьером протяжённостью 24 км (до Наумово), построенный в 2018 – 2023 годах.

Через 6 км мы подъезжаем к посёлку городского типа Тальменка, который был основан в 1721 году беглыми крестьянами из Тобольского уезда. В настоящее время население посёлка составляет 18 тыс. человек. Крупные предприятия — кондитерская фабрика и элеватор. На выезде из посёлка дорога поднимается на новый мост через Чумыш, построенный в 2015 – 2019 годах взамен старого моста 1959 года, за 50 лет пришедшего в ветхое состояние [1]. Река Чумыш берёт исток в Кемеровской области на склонах Салаирского кряжа и впадает в Обь в 150 км выше Камня-на-Оби. Помимо Тальменки на берегах реки расположены город Заринск, а также сёла Кытманово и Тогул.

Примерно через 9 км справа от тракта будет посёлок Среднесибирский, возникший в 1914 году при строительстве железной дороги. В посёлке расположен крупный племенной зверокомплекс «Магистральный», образованный из одноимённого зверосовхоза, построенного в 1959 году и способствовавшего развитию посёлка. После посёлка заходит в хвойный лес — Озёрскую лесную дачу.

На  173 км расположена развязка, с которой вправо уходит дорога к населённому пункту станция Озёрки, расположенному сразу за лесом — в 300 м от тракта. Населённую пункт был основан в 1913 году в 4 км от одноимённого села на месте постройки железнодорожного разъезда. Поворот в собственно село Озёрки расположен через 5 км от развязки. Село образовалось задолго до строительства железной дороги — в 1760 году. Схожие наименование двух населённых пунктов представляют определенные трудности для пассажиров пригородных электричек: в поезде объявляются остановки объявляются как «Озёрки» и «село Озёрки», по незнанию некоторые пассажиры выходят на первой из них.

На  191 км находится посёлок Казачий, основанный в 1918 году переселенцами из Пензенской губернии. Первоначально посёлок местными жителями назывался «Казачья Оброчная Статья», а в справочниках фигурировал под названием Казачёк. Через 3 км находится поворот направо — в село Боровиха, основанное в 1914 году при строительстве железной дороги. Из-за того, что село возникло лишь после строительства железной дороги, железнодорожная станция, расположенная в центре села, носит название «Повалиха», по названию ближайшего в то время к станции населённого пункта — села Повалиха, впервые упоминающегося в 1717 году. Еще через 3 км дорога проходит через село Зудилово, основанное в 1748 году и ставшее первым селом Алтайское края, где были проведены электричество и телефон. В селе расположены санаторий «Сосновый Бор» и детский оздоровительный лагерь «Орлёнок». В 2016 году в селе был открыт православный храм Косьмы и Домиана Римских [2].

Следующие 2 км дорога проходит через сосновый лес, а сразу за ним на  201 км справа открывается Белоярск — микрорайон Новоалтайска, до 2003 года являвшийся посёлком городского типа с населением 11 тыс. человек. Считается, что посёлок ведёт своё начало от Белоярской крепости, основанной в 1717 году и просуществовавшей до 1763 года, но её точное местоположение достоверно не известно. Белоярская крепость являлась важным элементом Кузнецкой оборонительной линии, казаки крепости охраняли участок «устье реки Чумыш — Белоярская крепость — устье реки Чарыш» (187 вёрст). В 1941 году из Днепропетровска в Белоярск был эвакуирован мачтопропиточный завод, действующий до настоящего времени.

За Белоярском расположена двухуровневая развязка Заринским трактом, ведущим в город Заринск (85 км), где расположено крупное промышленное предприятие «Алтай-Кокс». После развязки начинаются пригородные садоводческие товарищества, где свои участки имеют как жители Новоалтайска, так и Барнаула. На  207 км тракта расположена еще одна двухуровневая развязка: налево — центр Новоалтайска, направо — его микрорайон Новгородский, ранее являвшийся посёлком городского типа с населением 2,3 тыс. человек. Через километр дорога пересекает реку Чесноковка, которая до 1962 году давала название Новоалтайску — деревня Чесноковка. Выше по течению на реке находится Правдинское водохранилище — популярное у жителей Барнаула место для отдыха и рыбалки.

На  212 км подъезжаем к очередной двухуровневой развязке: прямо уходит дорога в Барнаул, а Чуйский тракт уходит налево — в Бийск (для этого нужно проехать под путепроводом и сразу повернуть на съезд направо). В Барнаул можно заехать по двум разным дорогам. Чтобы попасть в центр города, или выехать на дорогу А-322, идущую в Алейск и Рубцовск, нужно на следующей развязки продолжать движение по четырёхполосной дороге прямо или чуть налево, а далее пересечь Обь по новому автомобильному мосту. В свою очередь, чтобы попасть в жилые и промышленные районы в северной части города, или выехать на автодорогу А-321 в Павловск, на упомянутой развязке необходимо съехать направо и продолжить движение по старому железнодорожно-автомобильному мосту через Обь.

Источники

  1. [1]Мост через р. Чумыш официально введен в эксплуатацию — Официальный сайт Администрации Тальменского района
  2. [2]Исторические сведения о приходе — Приход св. безсребреников Космы и Дамиана Римских с. Зудилово

Сайт создан исключительно в образовательных целях. По всем вопросам с администрацией сайта можно связаться по электронной почте admin@dcsr.ru. Вход для редактора.