тропа Тюнгур — Инегень
Тюнгур — Инегень
Регион | Республика Алтай |
Статус | тропа |
Длина | 49 км |
Начало | Тюнгур |
Конец | Инегень |
Покрытие | отсутствует |
Тропа «Тюнгур — Инегень» (или несуществующая дорога «Иня — Тюнгур», также — Тюнгурская тропа) соединяет село Тюнгур в Усть-Коксинской районе и село Инегень в Онгудайской районе. Протяженность составляет 49 км, из них 29 км — проходимы для автомобиля. Весь свой путь идет по левому берегу Катуни. На некоторых картах тропа ошибочно обозначена как автомобильная дорога «Иня — Тюнгур». На всем протяжении по тропе можно пройти пешком, проехать на лошади или на велосипеде, при определенных навыках, можно проехать и на мотоцикле [1].
История
Тропа на этом участке возникла в 1920-х годах, теми же годами датируются и первые планы построить здесь автомобильную дорогу. Некоторые источники сообщают, что в послевоенные годы предпринималась первая попытка строительства дороги. На стройке работали пленные немцы, они рубили скалы, местами из камней складывались подпорные стенки (такие же можно видеть на сохранившемся участке старого Чуйского тракта у Белого Бома). Но госкомиссия признала построенную дорогу слишком опасной для движения автомобилей, и дорога была заброшена. [2] Участок дороги, вырубленный в скалистом склоне с уклоном 30 – 60° в 300 м над уровнем Катуни, был прозван «копанной дорогой». Сейчас от этой дороги в некоторых местах сохранились укрепленные обрывы и выложенные из камней перила. [1]
Есть данные, что эта недостроенная дорога, прорубленная на десятки километров в скале над бушующей Катунью тропа использовалась в советское время в качестве скотогонного пути из Монголии. В некоторых местах сохранились заржавевшие таблички «Скотоимпорт». Известно, что в 1980-е годы разрабатывались проекты построить автомобильную дорогу, связывающую Тюнгур с Чуйский трактом, её даже успели нанести на автомобильные атласы, однако уничтожение СССР разрушило эти планы. [1]
В июле – августе 2006 году участники из новосибирского клуба «OFF ROAD MASTER» сделали то, что считалось невозможным – на автомобилях прошли от Тюнгура до Ини по «трассе Р-373». Этому маршруту была присвоена высшая категория сложности – 5 баллов. Для прохождения самого узкого и опасного места даже был специально построен небольшой мост, который сохранился и сейчас. Весь путь проехали пять автомобилей: две Нивы, Suzuki Eskudo, HI LUX Surf и Nissan Datsun. [4]
Планы строительства дороги сохраняются и сейчас. Построенные в 2015 году, мосты через Чую и Катунь, связывающие Инегень с Чуйский трактом, были построены с учетом того, что в будущем они войдут в состав дороги «Чуйский тракт – Инегень – Тюнгур – Усть-Кокса». Об этом сообщил глава Республики Алтай А. В. Бердников на церемонии открытия. [5]
Описание
В настоящее время тропа «Тюнгур — Инегень» популярна у туристов для пеших прогулок и езды на горных велосипедах. Многими считается, что это один из лучших и самых интересных веломаршрутов на Алтае.
Маршрут начинается в селе Тюнгур. Проехав почти все село насквозь, необходимо после проезда по мосту через небольшую речку подняться к памятнику Петру Сухову. Далее дорога идёт по берегу Катуни на высоте 10 – 20 м над водой по вырезанному в мягких грунтах уступу. Через километр долина расширяется, и дорога выходит на большую поляну — урочище Турунда, которое местные жители используют для выпаса крупного рогатого скота и, иногда, лошадей. Также здесь обитает множество сусликов. После поляны долина резко сужается, и далее дорога идёт по достаточно узкому уступу на крутом склоне. Здесь, в самом узком месте, в августе 1917 году группа партизан под командованием Петра Сухова попала в засаду, устроенную казаками и местными жителями, и была уничтожена. В память об этом событии на скале установлена мемориальная табличка. Вскоре дорога пересекает по деревянному мосту ручей Деты-Кочек, в котором можно набрать воды.
Постепенно долина Катуни начинает расширяться — перед нами урочище Тургунда. В самом его начале налево и вверх уходит ответвление — это дорога к Каменным бабам. От туда же открывает панорамный вид на долину Катуни. Дорога ещё какое-то время идёт по склону, но потом начинает спускаться к Катуни и подходит к ней в том месте, где неё впадает река Тургунда. В этом месте можно встать с палатками на ночёвку, так же это место популярно у рыбаков. Раньше прямо напротив спуска находился брод через русло Тургунды, но во время паводка 2014 года оно значительно углубилось, и пересечь здесь Тургунду стало невозможно. Новый автомобильный брод был построен чуть выше по течению. Он проходим для полноприводных автомобилей повышенной проходимости: Нива, УАЗ и т. д. Основную сложность представляют большие камни под водой и крутой каменистый подъём сразу после брода. Глубина брода составляет 30 – 50 см.
Имеется пешеходный мост несколько выше по течению Тургунды. Чтобы на него попасть нужно, не спускаясь на русловый галечник, пройти по тропе вверх по течению через лес. После моста тропа возвращается обратно и соединяется с дорогой сразу после брода.
Достопримечательности
Памятник в селе Тюнгур и мемориальная табличка на месте гибели партизанского отряда Петра Сухова. Памятник расположен сразу на выезде из села Тюнгур непосредственно у начало дороги (тропы) Тюнгур — Инегень. Само место гибели отряда, где установленная табличка, расположено дальше по дороге перед ручьём Деты-Кочек. В это месте долина Катуни очень узка, и дорога отвесным склоном горы Байда прижата к водам Катуни — что в 1918 году и создало идеальные условия для обустройства в этом месте засады.
Каменные бабы урочища Тургунда расположены за пару километров до Тургунды на открытой местности несколько выше дороги. От основной дороги к ним идёт ответвление, поднимающееся в гору. На автомобиле можно доехать прямо до самих каменных изваяний.
Впадение реки Аккем в Катунь можно увидеть прямо с дороги после брода (пешеходного моста) через Тургунду. Аккем впадает в Катунь справа, то есть с противоположно берега. Вид на слияние открывается с высокого обрыва.
Впадение реки Аргут в Катунь можно увидеть с пешеходного участка тропы. Как и Аккем, Аргут впадает в Катунь справа, то есть с противоположно берега. Расстояние со стороны Инегеня существенно меньше, чем со стороны Тюнгура.
Источники
- [1]Тюнгур – Инегень – Иня (несуществующая) — Алтай Туристический
- [2]Тюнгурская тропа — Краун-Тур
- [3]Тропа Иня — Тюнгур — «Подари Алтай»
- [4]2006. Алтай. Тюнгурский прорыв — OffroadMaster (2-я часть)
- [5]Александр Бердников и Максим Соколов открыли два моста на Инегень — Официальный сайт Республики Алтай